Курдская дуга
Народ на передовой войны и мира
Оборона города Кобани на границе Сирии и Турции войдет в историю — здесь боевики "Исламского государства" наконец столкнулись с равным противником, курдами. Как живется на передовой?
Жест радости: для 56-летней курдянки Киймет Эргун авиаудар, нанесенный силами международной коалиции по позициям боевиков "Исламского государства", сейчас лучший подарок
Фото: AP / Lefteris Pitarakis
А так выглядит разгон демонстрации в поддержку сирийских курдов там же, на границе — подобные демонстрации прошли по всей стране. Курды считают, что Турция бездействует и не борется с "Исламским государством"
Фото: Reuters / Murad Sezer
Эта курдская беженка со своим ребенком уже в безопасности — по ту сторону турецко-сирийской границы, у турецкого города Сурук. Проблема в том, что, по данным ООН, Турция может не справиться с потоком беженцев
Фото: Reuters / Murad Sezer
Сражение за Кобани (на фото — дым, поднимающийся над этим городом) видно даже отсюда, с турецко-сирийской границы, где сейчас находятся многие беженцы из числа курдов
Фото: Reuters / Umit Bektas
Эти курды молятся на одной из окраин Сурука и, возможно, кто-то из них отправится помогать собратьям в соседний Кобани
Фото: AP / Lefteris Pitarakis
Курдские демонстрации прошли и в Риме, рядом со знаменитым Колизеем: протестующие требовали, чтобы Турция не поддерживала "Исламское государство" (на флагах — лидер Рабочей партии Курдистана Абдулла Оджалан, арестованный в Кении в 1999 году)
Фото: AP / Gregorio Borgia
А так курдов, сражающихся с боевиками "Исламского государства", поддерживают их соотечественники в Австрии: примерно 2000 человек пришли на акцию протеста в Вене (на заднем плане на фото — здание парламента страны)
Фото: AFP
Курды сегодня оказались между двух огней: с одной стороны — боевики "Исламского государства", с другой — турецкие вооруженные силы, которые недавно нанесли удары по позициям Рабочей партии Курдистана (на фото — курды хоронят своих погибших бойцов в приграничном городе Сурук)
Фото: AFP
Демонстрации курдов идут повсюду — вот эта прошла в Бейруте. Комментариев не требуется: название города Кобани, составленное буквами на майках этих людей, известно сегодня всему миру
Фото: Reuters / Mohamed Azakir
Битва за сирийский Кобани, населенный преимущественно курдами, длится уже месяц, с начала боев погибло примерно 662 человека, десятки тысяч бежали из города, боясь наступающих боевиков "Исламского государства". В какой-то момент казалось, что силы курдов не бесконечны, и город вот-вот падет. Однако последние сообщения оставляют повод для оптимизма: благодаря авиаударам сил международной коалиции исламистов удалось выбить из отдельных районов. Как сообщали курдские власти, если до этого боевики контролировали 30% города, то на момент сдачи номера — уже 20%. Исход масштабного сражения пока не ясен, но одно очевидно: курды оказались той силой, что смогла противостоять ранее непобедимому "Исламскому государству".
"Курдская община в этом регионе очень неоднородна, в ее рядах нет единства, и все же курды доказали свою боеспособность, тем более что они противостоят "Исламскому государству" не только здесь, в Сирии, но и на территории Ирака. Там, например, успешно действуют вооруженные силы иракского Курдистана, де-факто отдельного государства со своим правительством, парламентом, службами безопасности,— говорит Борис Долгов, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН.— Победить "Исламское государство" без поддержки они, конечно, не смогут, не хватает людей и вооружений, но дать серьезный отпор — это им по силам".
Ставки в этой битве высоки: в случае победы курды (а сегодня они являются одним из самых разделенных народов мира) могут претендовать и на создание собственного, уже официально признанного государства.
"Руководство иракского Курдистана уже предложило такую идею, в этом ее поддерживает Запад, но нужно смотреть, как события будут развиваться дальше",— уточняет эксперт.
Боевикам "Исламского государства" тоже есть, за что бороться: захват Кобани даст им контроль над 400 км границы, а значит, они смогут контролировать линии коммуникаций, обеспечить доступ средств из различных фондов, которые их спонсируют, возможно, даже наладить торговлю нефтью. В свою очередь, захват города может психологически подкосить курдов. Как рассказывает Борис Долгов, недавно он встречался с представителями этого народа, и те сравнивают Кобани... со Сталинградом. Еще один игрок — Турция, на границе с которой и происходят события. Там Курдскую рабочую партию, сражающуюся сейчас с "Исламским государством", считают террористами. К тому же Турцию пугают заявления о возможном создании независимого курдского государства. А зажатыми в этих геополитических тисках оказались в результате простые люди — жить на передовой, как говорится, врагу не пожелаешь.