Россия и Грузия вспомнили об общих путях
Две страны приступают к обсуждению коммуникационных проектов
Главным вопросом сегодняшней встречи в Праге спецпредставителя премьера Грузии Зураба Абашидзе и заместителя главы МИД РФ Григория Карасина может стать восстановление железнодорожного сообщения между Россией и Закавказьем через территорию Абхазии, а также автодороги из Дагестана в восточную Грузию. Как выяснил "Ъ", в Тбилиси готовы "внимательно изучить предложения Москвы", тем не менее считают, что избежать политизации вопроса не удастся, поскольку Абхазия остается "яблоком раздора" между Россией и Грузией, а против новой автотрассы жестко выступает грузинская оппозиция.
Незадолго до встречи в Праге Григорий Карасин сообщил о планах Москвы обсудить с Тбилиси "инфраструктурные, в том числе транспортные, проекты". Как заявил "Ъ" Зураб Абашидзе, хотя вопрос восстановления железной дороги (частично разрушенной в ходе грузино-абхазской войны 1992-1993 годов) не внесен в повестку дня пражских переговоров, он готов "внимательно выслушать и изучить все предложения". "Формат наших встреч подразумевает в том числе обсуждение экономической и транспортной тематики, важной не только для наших стран, но и для Армении,— напомнил собеседник "Ъ".— Так что мы готовы к диалогу на эту тему". Впрочем, Зураб Абашидзе предупредил: если тема железнодорожного сообщения все-таки возникнет, избежать политических вопросов не удастся, ибо "Абхазия остается главным яблоком раздора между Россией и Грузией".
По данным "Ъ", главным препятствием для восстановления сквозного железнодорожного движения из РФ через Абхазию в южном направлении в Тбилиси считают требование абхазского руководства признать республику равноправным субъектом переговоров и собственником "Абхазской железной дороги". Не менее сложна и проблема статуса таможенных пунктов: Тбилиси настаивает, что грузинские таможенники должны иметь возможность проверять и растаможивать грузы на "абхазском участке российско-грузинской границы". Абхазские же власти готовы обсуждать лишь движение товарных составов через территорию республики, выступая категорически против возобновления пассажирского сообщения из Грузии.
Железная дорога через Абхазию не единственный инфраструктурный проект, который может быть обсужден в Праге. "Не менее актуальна и проблема автомобильного движения по Военно-грузинской дороге",— заявил "Ъ" Зураб Абашидзе, напомнив о неоднократных перекрытиях дороги из-за селевых потоков.
Россия же предлагает решить проблему автомобильного сообщения, восстановив историческую Аваро-Кахетинскую дорогу и построив новую автотрассу из Дагестана в восточно-грузинский регион Кахети. На дагестанском участке работы ведутся с 2008 года, когда президент РФ Владимир Путин, посетив северный Дагестан, заверил, что вскоре "появится новая дорога в Грузию".
"Россия не ввела эмбарго на грузинские товары после подписания Грузией соглашения об ассоциации с ЕС,— напомнил "Ъ" комментатор еженедельника "Премьер" Зураб Гогоберидзе.— Взамен Москва может потребовать устойчивую сухопутную связь с новым членом Евразийского союза — Арменией".
Однако этот проект наталкивается на сопротивление со стороны грузинской оппозиции. Один из лидеров партии экс-президента Михаила Саакашвили "Единое национальное движение", депутат Георгий Габашвили заявил, что "проект ведет к ползучей аннексии и превращению Кахети в Южную Осетию".
Власти Грузии смотрят на проект иначе. Министр экономического развития Георгий Квирикашвили заметил недавно, что новая автотрасса "может быть полезна и для грузинской экономики". А глава МИДа Майя Панджикидзе призвала "не опережать события и внимательно изучить предложения Москвы", которые "лягут на стол" в ходе пражской встречи Григория Карасина с Зурабом Абашидзе.