Мордовия зажигает

Республика собирается запустить производство электромобилей

Республика Мордовия намерена в 2015 году начать производство электромобилей. Экспериментальную модель в Москве на международном форуме «Открытые инновации» презентовала компания «Мордовавто», учрежденная архангельскими разработчиками и республиканским венчурным фондом. Объем инвестиций в проект предварительно оценивается в 130 млн руб. Розничная цена электромобиля, который будет заряжаться от сети в 220 В и ездить с максимальной скоростью 90 км/ч, составит 300 - 400 тыс. руб. Производители надеются, что электромобиль будет пользоваться спросом в мегаполисах, курортных зонах, у предприятий. Но эксперты сомневаются, что российский рынок готов к таким проектам.

О том, что компания «Мордовавто» презентовала на международном форуме «Открытые инновации» в Москве прототип сверхкомпактного электромобиля-трансформера с рабочим названием Bravo, сообщило правительство Республики Мордовия. Как пояснил „Ъ“ министр промышленности, науки и новых технологий республики Александр Седов, электромобиль будет полутораместным, как мотоцикл, с традиционным рулем или джойстиком, вместо приборной панели будет использоваться планшет, который подключается к бортовой системе автомобиля, также машина будет оснащена тремя подушками безопасности. Заряжаться компактный электрокар будет за четыре часа от сети в 220 В, и емкости аккумулятора хватит примерно на 100 км пути с максимальной скоростью 90 км/ч. Как отмечает министр, особенность автомобиля — «способность сжиматься»: для парковки его размер уменьшается на метр от первоначального.

Как рассказал „Ъ“ директор «Мордовавто» Вячеслав Жадеев, общий объем инвестиций в проект составит 130 млн руб. Финансирование на первичном этапе обеспечивает республиканский венчурный фонд инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере. Пока вложения фонда в компании не раскрывают, но говорят, что денег должно хватить на НИОКР и запуск производства. Чтобы начать серийный выпуск электромобилей, «Мордовавто» планирует привлечь пул частных инвесторов. Весной 2015 года компания намерена сертифицировать электрокар по национальной системе аккредитации и в том же году начать выпуск первых автомобилей. В 2016 году планируется запуск серийного производства, мощность которого на первом этапе составит 100 - 120 машин в год, а в перспективе может быть доведена до 600. Комплектующие будут использоваться как российские, так и зарубежные, говорит Вячеслав Жадеев. «Мордовавто» рассчитывает, что электрокар будет востребован в мегаполисах, курортных городах, а также на предприятиях. В перспективе производитель надеется вывести продукт на европейский рынок.

Впервые прототип электромобиля был презентован в 2013 году под названием eTrike архангельской компанией BravoMotors. Тогда же проект получил грант «Сколково» в 900 тыс. руб. Инвестор, готовый вложить средства в серийное производство, нашелся в Мордовии. Для реализации проекта была учреждена компания «Мордовавто», учредителями которой стали ООО «Браво Моторс» и республиканский венчурный фонд (уставный капитал — 100 тыс. руб.). По условиям соглашения «Браво Моторос» передала патенты «Мордовавто». Зарегистрированная компания стала резидентом местного технопарка, но фактически разработки электрокара пока ведутся в Архангельской области. Если проект будет доведен до серийного производства, сборку автомобилей организуют в Мордовии на промышленной площадке одного из местных предприятий, которую сейчас выбирает компания.

Аналитик «ВТБ-Капитала» Владимир Беспалов считает, что российский рынок не готов к подобным продуктам: «У нас другая автомобильная культура и очень дешевый бензин по сравнению с другими странами. Чтобы вывести этот продукт на рынок, его нужно очень долго продвигать». Кроме того, отмечает эксперт, электромобиль — «продукт нишевого спроса»: если нет заказов, то перспективы его продажи туманны. «Отчасти по тем же причинам был закрыт проект «Ё-мобиль». У разработчиков не получилось создать дешевый массовый инновационный продукт. Стало понятно, что для его реализации должен быть существенно увеличен объем инвестиций, но будет ли он востребован — непонятно. Поэтому было принято решение отказаться от его реализации», — напоминает аналитик. По мнению господина Беспалова, реализация подобных стартапов, если и возможна, то только при мощной финансовой поддержке государства.

Александра Викулова

Вся лента