«Победа» любой ценой

Будущий стадион в Волгограде официально подорожал

Стоимость строительства стадиона в Волгограде к чемпионату мира по футболу 2018 года поднялась до 16,4 млрд рублей с первоначальных 14,3 млрд руб. Такой вывод можно сделать из начала практической реализации проекта ФГУП «Спорт-Инжиниринг», утвержденного в августе Госэкспертизой. Вчера же в Волгограде приступили к сносу устаревшего Центрального стадиона, на месте которого к 2017 году будет построена 45‑тысячная арена «Победа». Региональные власти заявляют, что ход работ держат под контролем и «полностью работают в правовом поле». По мнению собеседников „Ъ“, знакомых с ситуацией, причина удорожания проекта в «страховке» своих рисков генподрядчиком.

Работы по сносу стадиона «Центральный» в самом разгаре

Фото: Ярослав Малых, Коммерсантъ

Новую арену «Победа» в Волгограде на 45 000 зрителей планируется построить за счет федерального бюджета на месте изношенного Центрального стадиона (домашней арены ФК «Ротор»). Спортсооружение расположено на набережной Волги у подножья Мамаева Кургана. Как ранее отмечал министр спорта РФ Виталий Мутко, при строительстве за федеральные деньги регионы должны ориентироваться на стоимость «Казань-арены», т. е. не дороже 15 млрд руб. В утвержденной государственной программе, которая также опубликована на странице портала областного комитета по подготовке к ЧМ‑2018, утверждена стоимость «Победы» в 15,2 млрд, в том числе 900 млн на подготовку проекта. Стоимость строительства в 14,3 млрд руб. была и в первом варианте проекта, представленного «Спорт-Инжинирингом», который в начале июня 2014 года был отклонен Госэкспертизой. Волгоградские СМИ со ссылкой на правительство области тогда распространили сообщение, согласно которому проект признали неподготовленным вследствие «ряда управленческих провалов и недоработок в программе подготовки к чемпионату мира-2018». При этом в числе таковых называлось отсутствие в проекте дороги и даже работ по берегоукреплению. Вчера эту информацию фактически опроверг помощник губернатора Василий Галушкин, на которого возложена общая координация действий областных ведомств по подготовке к ЧМ-2018. На вопрос о цене строительства господин Галушкин заявил „Ъ“: «никакого удорожания нет». По словам господина Галушкина, окончательную сумму утвердила Главгосэкспертиза. «Все, что включено дополнительно — это будет более модернизированный объект, современный. Лучше металл возьмем, кроме того, вантовые конструкции решили делать, они лучше смотрятся», — пояснил господин Галушкин.

Генподрядчиком строительства стадиона определена группа компаний «Стройтрансгаз» (СТГ), основным акционером которой являются структуры Геннадия Тимченко. СТГ также будет строить стадион в Нижнем Новгороде. В августе в письме Виталию Мутко гендиректор СТГ Вадим Гуринов назвал предлагаемые условия контракта «дискриминационными», отметив в их числе фиксированную цену строительства и «непроработанную проектно-сметную документацию», что «накладывают неприемлемо высокий уровень риска убытков».

В правительстве Волгоградской области говорят о том, что решение о повышении расценок на строительство принято не ими, а непосредственно заказчик — ФГУП «Спорт-Инжиниринг», уполномоченный на это федеральным Минспорта. Бывший вице-премьер областного правительства Роман Гребенников, до мая 2014 года отвечавший за подготовку региона к мундиалю, называет такое поручение федеральных властей проектировщику правильным. При этом экс-чиновник считает «враньем или как минимум лукавством» объяснение удорожания строительства исключительно волей его заказчика. «Стоимость утверждена в смете, которая является частью проекта. А заказчиком и хозяином проекта является областной комитет, руководитель которого господин Грушко ставил свои подписи на всех этапах утверждения проекта», — напомнил господин Гребенников. По его мнению, удорожание стало возможным благодаря лоббистским усилиям строителей, возможно, на федеральном уровне.

Заслуженный строитель России, председатель правления ЗАО «Институт Волгоградгражданпроект» Андрей Куприков считает логику строителей оправданной. «Стоимость одного посадочного места на типовом современном стадионе оценивается в 7–7,5 тыс. евро. При простом переводе в рубли по сегодняшнему курсу же получается около 15,8 млрд. Но предстоят еще серьезные работы по демонтажу старого стадиона, благоустройство территории со всей инфраструктурой и тому подобное», — пояснил господин Куприков.

Вчера Василий Галушкин заявил, что снос устаревшего стадиона начался в точном соответствии с графиком. При этом 2 сентября Вадим Гуринов обещал, что работы начнутся в последнюю декаду сентября. «На днях выйдет постановление правительства области, которое утверждает финансирование, пойдут деньги и все войдет в плановый режим», — сказал журналистам господин Галушкин, отчитавшийся также, что в наличии все разрешительные документы, кроме того, решен вопрос с вывозом отходов на полигоны. Представители субподрядчика екатеринбургской ГСК «Реформа» пообещали завершить демонтаж Центрального стадиона до конца декабря. Как сообщили в региональном правительстве, в числе субподрядчиков есть и несколько волгоградских компаний. Их количество может вырасти. «Работы всем хватит, все могут участвовать в конкурсах, которые проводит генподрядчик», — отметил господин Галушкин.

Стоит отметить, что с сегодняшнего дня в России работает комиссия Международной федерации футбола (ФИФА), инспектирует подготовку городов к ЧМ‑2018. По предварительной информации в планах работы посещение Волгограда не значится.

Ярослав Малых

Вся лента