"Возовоз" перетянет грузы
На российский рынок выходит компания, основанная бывшим собственником "Деловых линий"
На российский рынок перевозки сборных грузов выходит компания "Возовоз" (Vozovoz), основанная бывшим собственником петербургской группы компаний "Деловые линии" Сергеем Демидовым. Компания планирует развиваться в сегменте e-commerce и через два года занять здесь долю в 25%. Первоначальные инвестиции в проект составят около $2,5-3 млн. Эксперты находят планы нереалистичными и прогнозируют, что новому игроку не удастся отнять долю у таких компаний, как EMS Russian Post, "СПСР-Экспресс", DPD и DHL.
ООО "Возовоз" (Vozovoz), основанное бывшим владельцем компании "Деловые линии" Сергеем Демидовым, планирует создать общероссийскую сеть перевозки сборных грузов, основанную на азиатской бизнес-модели. Об этом вчера журналистам рассказал господин Демидов. Сейчас перевозки осуществляются только между Петербургом и Москвой, в обоих городах работает 25 точек приема-выдачи грузов. В следующем году компания планирует выйти на рынки еще 26 городов. После того как будет построена сеть в Новосибирске, транспортная компания собирается выйти на рынок Китая под другим брендом.
Согласно базе данных "СПАРК-Интерфакс", ООО "Возовоз" зарегистрировано в Петербурге в мае 2014 года. Помимо Сергея Демидова (вышел из состава собственников крупнейшего перевозчика сборных грузов в России, петербургской группы компаний "Деловые линии", в конце 2013 года), которому принадлежит 80% акций, владельцами компании являются Андрей Гусев и Елена Реут (по 10%). К началу октября среднесуточный объем перевезенных между Москвой и Петербургом грузов составил 50 куб. м. К концу 2014 года совокупный объем перевезенного груза достигнет 300-500 куб. м в день. По словам собственника, время доставки груза "от двери до двери" составляет 17 часов.
Как пояснил "Ъ" генеральный директор компании Павел Зелюкин, в отличие от других игроков рынка "Возовоз" не будет строить или арендовать большие складские помещения для хранения и обработки грузов, что позволит снизить расходы на персонал.
"Вместо этого мы решили не экономить на затратах на грузоперевозки. Можно сказать, что груз будет находиться в постоянном движении", — отметил он.
По словам господина Демидова, "Возовоз" намерен сконцентрироваться на сегменте e-commerce и через 1,5-2 года занять здесь долю в 25%. Объем инвестиций в проект до конца года составит $2,5-3 млн, срок окупаемости — один-два года. Сколько средств необходимо для создания всероссийской сети доставки, он не уточнил, добавив, что в проект привлек собственные средства.
Господин Зелюкин добавил, что до конца текущего года количество точек приема-выдачи грузов в Москве и Петербурге увеличится до 40 пунктов. К апрелю 2015 года Vozovoz планирует занять 3% рынка грузовых автоперевозок между двумя городами.
Генеральный директор "INFOLine-Аналитика" Михаил Бурмистров считает планы компании "Возовоз" занять четверть рынка перевозок для e-commerce нереалистичными. Он отмечает, что наиболее эффективные онлайн-ритейлеры ("Юлмарт", "КупиVIP", "Викимарт", "Ламода") развивают собственную логистику в Московском регионе и Петербурге. При доставке в регионы онлайн-ритейлеры предпочитают привлекать компании, имеющие широкую филиальную сеть и сеть распределительных (сортировочных) центров, к ним относятся EMS Russian Post (более 850 собственных автомобилей), "СПСР-Экспресс" (более 1000 автомобилей), "Армадилло бизнес-посылка" (DPD) и DHL.
По оценке аналитика, общий объем перевозимых грузов в сегменте e-commerce составляет более 1,5 млн тонн и ежегодно увеличивается более чем на 10%. Перевозка осуществляется, как правило, в несколько этапов: от поставщика на распределительный центр сети, далее от распределительного центра сети на сортировочный центр логистической компании, далее в пункт выдачи товаров или курьеру, который непосредственно доставляет товар покупателю. По оценке господина Зелюкина, объем рынка сборных грузоперевозок в 2013 году составил 67 млрд рублей, из них на сегмент e-commerce приходится около 9%, то есть примерно 6 млрд рублей.
Глава агентства Infranews Алексей Безбородов полагает, что компании не удастся отбить долю у крупнейших игроков рынка. "У компании слишком амбициозные планы. Конечно, учредители проработали на рынке много лет, но им сложно будет вернуться в сегмент, который они покинули. К тому же, с маркетинговой точки зрения, каждая их ошибка будет приводить к большими потерям, чем у крупных игроков. Кроме того, в российских городах деловая активность приходится в основном на центральные районы, в то время как в азиатских мегаполисах она рассредоточена по всему городу. Условно говоря, клиент не пойдет в какое-то непонятное окошко, если отделения Почты России есть фактически везде", — считает эксперт.