"Долгосрочные интересы украинской и российской власти остаются диаметрально противоположными"

Президенты Путин и Порошенко должны встретиться в Милане. В последние недели в Москве и Киеве циркулируют настойчивые слухи о том, что какие-то тайные договоренности между администрациями двух президентов якобы уже достигнуты. Независимый журналист Константин Эггерт считает, что возможная передышка оставляет несколько больше свободы политического маневра украинскому руководству.

Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ

Рискну предположить, что некоторые последние решения Петра Порошенко (например, отмена празднования 23 февраля и публичные похвалы Украинской повстанческой армии) призваны несколько смягчить неизбежные обвинения в "сдаче позиций Москве". Они несомненно зазвучат, в случае, если действительно есть какие-то договорённости с Путиным. Ведь в стране в разгаре предвыборнаяя кампания.

Тот компромисс, который, возможно, станет достоянием гласности в Милане, будет вынужденным. У украинцев появляется возможность избежать военного поражения, перегруппировать силы, а лично Порошенко – заняться консолидацией своих внутриполитических позиций и спасением экономики.

Российская власть избегает новых санкций, которые были бы неизбежны в случае продолжения боевых действий. Не будет и новых смертей, в том числе, и тех многочисленных российских военных, которые, как нам объяснила власть, внезапно решили уйти из армии и отправиться воевать в соседнюю страну добровольцами. Не придется содержать и возрастающее число беженцев. Передышка, таким образом, выгодна обеим сторонам конфликта.

Многие политологи уже сравнивают ситуацию с приднестровской. Это сравнение, на мой взгляд, довольно поверхностное. В отличие от Молдовы, ситуация в Украине обладает огромным значением для внутренней политики и общественно-политической жизни России.

Для Украины Порошенко, которая в ближайшее время пойдет по пути активной десоветизации и вестернизации, пусть и поверхностной, ограниченный суверенитет над востоком и борьба за его полноту тоже будут важнейшим фактором внутренней и внешней политики.

Но, парадоксальным образом, у Порошенко, в крайнем случае, есть возможность попытаться убедить сограждан, что им будет лучше жить без Донбасса. У Москвы такой опции нет. Официально принятая на вооружение риторика "русского мира" просто не оставляет российским властям другого выбора, кроме как поддерживать сепаратистов, невзирая на политические и экономические последствия для страны. Между тем, несмотря на возможную передышку, долгосрочные интересы украинской и российской власти остаются диаметрально противоположными. Рано или поздно хрупкое равновесие будет нарушено.

Вся лента