«Ракитное» устремилось в рост

Власти Хабаровского края хотят предложить Минвостокразвития расширить ТОР

Как стало известно „Ъ“, власти Хабаровского края хотят включить в территорию опережающего развития (ТОР) «Ракитное» не только проекты по расширению и строительству близлежащих производств, но и деловые объекты хабаровского аэропорта — с таким предложением правительство региона планирует обратиться в Минвостокразвития. Идея будет прорабатываться на будущей неделе в ходе ряда совещаний в Москве. Аэропорт хочет в ближайшие годы выстроить рядом с аэровокзалом торгово-выставочные и гостиничные площади, инвестиции оцениваются в сумму более 6,5 млрд руб. В Минвостокразвития говорят, что идея расширения «Ракитного» за счет не прилегающих объектов непротиворечит концепции ТОР, однако в случае с аэропортом пока не совсем понятно, за счет чего конкретно проект даст эффект роста ВРП и бюджетных доходов.

Краевые власти хотят расширить пул резидентов для ТОР «Ракитное» за счет других хабаровских инвестпроектов

Фото: Евгений Переверзев, Коммерсантъ

Решение о том, что комитет по инвестициям Хабаровского края обратится в Минвостокразвития с предложением по расширению площадок будущей территории опережающего развития «Ракитное» за счет нескольких крупных инвестпроектов, было принято 3 октября. Соответствующее совещание провел первый зампред правительства края Николай Брусникин, курирующий инвестиции, со стороны Минвостокразвития в нем участвовали врио директора департамента ТОР и инфраструктуры Рустам Макаров и начальник отдела планирования и координации инфраструктурного развития Станислав Соколов, рассказал „Ъ“ один из участников мероприятия.

Как следует из протокола совещания (копия есть у „Ъ“), краевой инвесткомитет планирует выйти с предложением в адрес Минвостокразвития «по включению в ТОСЭР „Ракитное“ инвестиционных проектов по развитию деловой части аэропорта Хабаровск (Новый), а также проектов создания производств на площадях ОАО „Гражданские самолеты Сухого“ (ГСС), расположенных в пределах аэропорта Хабаровск (Новый)». Первоначально срок, в который комитет должен был сформулировать обращение, был обозначен как 10 октября. Но затем было решено перенести оформление письма на более поздние сроки, пояснил „Ъ“ один из чиновников: на будущей неделе в Москве должны пройти совещания, в ходе которых планируется подробно обсудить тему расширения ТОР «Ракитное».

Определить, за счет каких проектов будет развиваться будущая ТОР, в июле поручил краевым властям и Минвостокразвития дальневосточный вице-премьер и полпред президента в ДФО Юрий Трутнев. Тогда, посетив объект, господин Трутнев подчеркнул, что площадка «интересно расположена с точки зрения инфраструктуры, но пока мы не поймем, какой бизнес будем там создавать, дальше мы двигаться не будем». «ТОР — это не только оболочка с льготами, но и бюджетные средства. А вкладывать их, не понимая, как они вернутся обратно, недопустимо. Поэтому это такой задел на будущее»,— отметил дальневосточный вице-премьер.

Развитие деловой зоны ОАО «Хабаровский аэропорт» (проект Air City) предполагает создание гостинично-делового комплекса площадью 11-12 тыс. кв м (ориентировочная стоимость — 990 млн руб.), торгово-развлекательного комплекса на 80 тыс. кв. м (4,7 млрд руб.) и международного выставочного центра на 14 тыс. кв. м (880 млн руб.). Вложить средства в данные проекты должны сам аэропорт, профильные инвесторы и девелоперы. Согласно списку аффилированных лиц на 30 сентября, 79% ОАО принадлежит московскому ЗАО «Кварц-Инвест», 11% — офшору Panadero Investments Ltd., 10% — южнокорейскому Incheon International Airport Corp.

С перспективами развития собственности ГСС в аэропорту Хабаровска ясности меньше. ГСС выкупило у банкротного ОАО «Дальавиа» авиационно-техническую базу №2 («большой ангар») площадью 19 тыс. кв. м. за 110 млн рублей еще в 2010 году. На базе ангара предполагалось создать центр по обслуживанию самолетов, в первую очередь производимых «Сухим» в Комсомольске-на-Амуре региональных самолетов Sukhoi SuperJet-100. В августе губернатор региона Вячеслав Шпорт рассказывал „Ъ“, что ангар «модернизируется». «Идей по нему несколько. Сегодня вышла с предложением авиакомпания „Аврора“ (дальневосточная „дочка“ „Аэрофлота“.— „Ъ“) — взять его в аренду. Он не останется без дела, правительство края будет вместе с компаниями работать и участвовать в том проекте, который принесет наибольшую пользу. Или это будет сервисный центр, или действительно отдать его в аренду, чтобы приносил пользу межрегиональным перевозкам — мы подумаем»,— говорил Вячеслав Шпорт.

Первый заместитель министра по развитию Дальнего Востока Александр Осипов сказал вчера „Ъ“, что возможное расширение ТОР «Ракитное» не противоречит концепции законопроекта о территориях опережающего развития (в среду был внесен в Госдуму). «Наше понимание законопроекта позволяет рассматривать не примыкающие друг к другу участки, которые дают экономический и социальный эффект. Вполне может быть так, что в одном месте мы строим промышленно-логистические объекты, а в другом, не примыкающем к нему — например, социальные объекты и жилье. Либо связанные или не связанные друг с другом промышленные объекты или группы производств — такие варианты вполне возможны»,— сказал „Ъ“ господин Осипов.

Он подчеркнул, что главное в территории опережающего развития — это то, чтобы она «обеспечивала рост ВРП, увеличение бюджетных доходов, рост качественной занятости — хорошие рабочие места». «Если так получается, что в одной части ТОРа мы можем дать условия для тридцати компаний, а на другой — для пяти, это будет реализовано»,— добавил он.

Вместе с тем, по словам первого замглавы Минвостокразвития, в данной конкретной модели пока не понятно, «из чего конкретно будет складываться рост», хотя инвесторы, говорящие, что в аэропорту Хабаровска «нужно создавать точку роста, правильно чувствуют потенциал». «Нам, конечно, нужно понимать, что если мы вкладываем куда-то миллиарды рублей и даем уникальный для России режим инвестирования, то это не кабинетная абстракция»,— сказал Александр Осипов.

Дмитрий Щербаков

Вся лента