"Российский венчурный рынок - это колосс на глиняных ногах"
Управляющий директор Prostor Capital Алексей Соловьев о борьбе с офшорами
В высших эшелонах власти сейчас развернулась дискуссия вокруг двух инициатив президента России, связанных с венчурным бизнесом. Первая — заставить компании и граждан платить налог с офшорных "дочек". Вторая — адаптировать законодательство к венчурным реалиям. Если принять первый законопроект и "заморозить" второй, а ситуация развивается по этому сценарию, то участникам индустрии придется несладко.
Посмотрим на инвестфонды. Пару лет тому назад мы составили список вопросов, которые нам могут задать. Один из них звучал так: "Почему ориентированный на поддержку российского предпринимательства инноваций фонд зарегистрирован не в России?" Ответить на него было несложно: потому что регистрация юрисдикции в России — это огонь, вода и медные трубы, а на Западе — индустриальные стандарты и отлаженные процедуры. У нас даже ларек на рынке зарегистрировать сложно, что уж про фонды говорить. Потенциальные западные партнеры, столкнувшись с реалиями российского законодательства, вполне могут передумать.
Ограничения чувствительны для всех участников рынка, особенно для инновационных компаний. Вот только один из примеров: компания привлекает деньги, нашла несколько бизнес-ангелов, но официально оформить инвестиционный синдикат никак не может: иностранная юрисдикция для нее слишком дорога, формат ООО накладывает массу ограничений, а никаких других юридических механизмов для оформления подобного рода альянсов в российском корпоративном праве не предусмотрено.
В итоге начинающие предприниматели оказываются между молотом и наковальней: в российской юрисдикции они заключать сделки не могут в силу юридических ограничений, в западной — в силу финансовых: слишком дорого. Что делать? Часть компаний все-таки переходят в иностранную юрисдикцию, особенно те, кто рассчитывает на глобальный рынок. Парадокс в том, что возможность заключить сделку они получают, а юридические гарантии — нет. Большинство конфликтных ситуаций все равно решается в рамках российского права. Те же компании, которые еще не накопили средств на западных юристов, часто вынуждены договариваться на честном слове.
Российский венчурный рынок со всеми его бесконечными деньгами и стремительным ростом на протяжении последних лет — это колосс на глиняных ногах. И чтобы он серьезно пошатнулся, достаточно малого: принять первый закон и "подвесить" второй. Повысить налоги для "контролируемых иностранных компаний" и не доработать российское законодательство.