Почитаемые нечитаемые
Оказывается, больше трети россиян обходятся без книг. Почему, выяснял Кирилл Журенков
53 процента россиян ни разу не перечитывали русских классиков после школы — такие данные содержатся в свежем опросе ВЦИОМа. А многие вообще не читают книг. Эксперты "успокаивают": это не российская особенность, налицо общемировой тренд
Опрос ВЦИОМа о российских классиках был приурочен к широко отмечавшемуся 200-летию Михаила Лермонтова. Он показал: в первой пятерке классических писателей, которых перечитывают россияне, Пушкин (13 процентов опрошенных), Толстой (те же самые 13 процентов), Достоевский (7), сам Лермонтов (6) и Гоголь (5). Показная любовь к классике не отменяет того, что 53 процента россиян вообще никого из этих писателей со школы не читали. Цифра высокая, но и паниковать рано: в 2009-м было аж 62 процента. Назвать авторов известных произведений могут тоже далеко не все. 41 процент опрошенных не знают, кто написал "Капитанскую дочку", 72 — "Демона", 73 процента затруднились определить автора "Маскарада" и 75 — "Полтавы"!
Да что там неизвестные миру авторы "Полтавы" и "Маскарада"! Тот же ВЦИОМ в майском опросе выяснил, что 36 процентов жителей страны вообще не читают книг, а ведь 5 лет назад их было только 27 процентов. Впору хвататься за голову, если не знать, что то же самое происходит и в других странах. Согласно опросу, проведенному авторитетным Pew Research Center, если в 2011 году 79 процентов американцев прочитали хотя бы одну книгу, сейчас эта цифра упала до 76 процентов. Национальный фонд искусств США уточняет: доля читающих книги для души, а не для работы, снизилась с 50 процентов в 2008-м до 47 процентов в 2012-м. Бьют тревогу и в Великобритании: там 14 процентов респондентов, опрошенных исследовательской компанией DJS Research, признались, что вообще не читают книги. Исследователи уверены: одна из основных причин в том, что сегодня помимо чтения много других развлечений — все просто не успеть.
Есть и неожиданный поворот — одновременно растет число тех, кто скачивает литературу в интернете, у нас этот показатель вырос с 5 процентов в 2009-м до 18 процентов в нынешнем году. Еще несколько лет назад многие предсказывали чуть ли не смерть бумажной книге. Но пока лишь редкие читатели окончательно перешли на устройства для чтения — букридеры. К тому же с букридерами сегодня конкурируют планшеты, которые дают возможность одновременно просматривать почту, новости, общаться. И все же переход на цифру, похоже, неизбежен.
О последствиях такого перехода спорят уже сейчас. Например, книги становятся гораздо доступнее, отмечает USA Today: если раньше их нужно было искать в магазине, возможно, и не в одном, сегодня достаточно просто зайти на сайт и скачать практически мгновенно. То есть люди получают возможность больше читать. Исследователи приводят аналогию с велосипедом — человек, у которого он есть, ездит чаще того, кто им еще не обзавелся. Проблема в другом: владельцы книжных магазинов говорят, что в интернете не предложили адекватной замены живому общению продавца и покупателя. Мол, без такой вот консультации читатель просто не найдет то, что нужно.
Грядут перемены и в самой организации книжной индустрии. Так, авторам стало легче выходить на читателя, самим заказывая редактуру, дизайн и торгуя через всемирную сеть — подобные сервисы уже есть на Западе, например на Amazon.com. А многие писатели, начинавшие с таких вот сайтов, теперь широко известны. Выживут ли при таком раскладе традиционные издатели и издательства?
Все это, впрочем, не отменяет старой истины — читать нужно больше. За этим выводом — серьезные научные исследования. Масштабный проект недавно завершили в Университете Невады: в течение 20 лет там изучали жителей 27 стран, подсчитывая, в частности, количество книг у них в доме. Выяснилось, что чем книг больше, тем выше образование будет у ребенка, а значит, и его доход. То есть если в доме 500 книг и более, то в Китае дети будут учиться на 6,6 года дольше (то есть получат образование лучше), в США — на 2,4 года, ну а в среднем по всем изученным странам — на 3,2 года. Уже появился и новый термин — "читательская лестница": благодаря чтению, уверяют эксперты, дети из бедных семей могут обеспечить себе карьерные перспективы. И дело не просто в дополнительных знаниях.
Британские исследователи установили, что чтение классики вообще благотворно влияет на мозг. "Огонек" связался с одним из авторов исследования, профессором Ливерпульского университета Филиппом Дэвисом, чтобы узнать подробности. По словам профессора, ему показалось важным использовать точные науки в связке с гуманитарными, прежде всего чтобы показать — водораздел между ними искусственный.
В процессе исследования 35 добровольцев читали классику (Шекспира, Вордсворта и других авторов) в подлиннике и в современном переводе, при этом их мозг сканировали. Так вот чтение на староанглийском оказалось "ускорителем", как бы подстегивало мозговую активность, ведь там встречалось много нового, незнакомого.
"Чем активнее мы будем поощрять родителей читать для своих детей, тем больше у этих детей будет возможностей для тренировки мозга не только с точки зрения литературы, но и других сфер, таких как математика",— уверен эксперт. По его словам, книги — это пространство для мыслей, чувств и фантазий, в котором люди сегодня так нуждаются.