Залихорадило
Вирус Эбола вырвался из Африки. Чего теперь ждать, выясняла Мария Портнягина
Вспышку Эболы удалось погасить в Сенегале и Нигерии. Но вирус вырвался из Африки в Европу и Америку. Всемирная организация здравоохранения призывает не паниковать, но и не расслабляться. Почему мы не можем справиться с вирусом и чего опасаться, выяснял "Огонек"
На момент выхода этого номера лихорадкой Эбола в мире заболели почти 10 тысяч человек, из них половина скончалась. Особо тяжелая ситуация, по оценкам ВОЗ, сохраняется в эпицентре эпидемии — в Западной Африке. Вот как описал ее "Огоньку" представитель штаб-квартиры ВОЗ в Женеве Тарик Ясаревич.
— Мест в госпиталях не хватает. Мы имеем 61 процент от необходимых коек в Гвинее, 29 — в Сьерра-Леоне и еще меньше, всего 23 процента, в Либерии. Это большая проблема: оставаясь дома, больные, инфицированные вирусом, заражают членов семьи, соседей. Каждые 4 недели число выявленных заражений удваивается. Если не принять срочные меры, то, по прогнозам ВОЗ, с декабря будет регистрироваться минимум 5 тысяч новых случаев заболевания в неделю.
Срочные меры предусматривают строительство лечебных центров ударными темпами. Пока оно не закончено, в том же Сьерра-Леоне для больных приспосабливают общественные здания. В дефиците также машины скорой помощи, средства защиты, серьезной проблемой Тарик Ясаревич назвал нехватку медперсонала. При этом, подчеркивает он "Огоньку", именно медики — в зоне особого риска: из общего числа заразившихся больше 440 — это медработники, 240 из них вирус уже убил.
— В основном гибнут местные специалисты, которые нередко пренебрегают правилами безопасности при контакте с зараженными,— объясняет господин Ясаревич.— Поэтому недавно мы открыли в столице Либерии учебный центр на 50 человек. Также требуются профессиональные команды и для похорон: установлено, что почти половина случаев инфицирования произошли при контакте с умершими от Эболы. ВОЗ поставила цель — к 1 декабря в этих трех странах 70 процентов зараженных вирусом должны находиться в больницах, а 70 процентов умерших от него должны быть погребены с соблюдением всех требований.
В набат бьет, впрочем, не только ВОЗ. По данным Всемирной продовольственной программы (ВПП), с начала эпидемии в странах Западной Африки цены на продукты выросли в среднем на четверть — из-за карантина и жестких санитарных мер нарушен подвоз продуктов. В частности, остро не хватает продовольствия в столице Сьерра-Леоне Фритауне: в октябре ВПП направила жителям его бедных окраин около 800 тонн продуктов питания, которых им должно хватить примерно на месяц. Эта территория изолирована, там начался голод, следствием которого стали массовые беспорядки.
Мало того, эпидемия фактически сорвала сбор урожая. "Урожай не собирается, рынки и магазины не работают, границы закрыты,— констатирует президент Либерии Эллен Джонсон-Серлиф в своем обращении за помощью к мировому сообществу.— Поколение молодых людей в Западной Африке рискует оказаться "потерянным" из-за экономической катастрофы". По оценке ЮНИСЕФа, Эбола оставила сиротами 3700 детей в пострадавших странах Африки. Фонд ООН в области народонаселения (ЮНФПА) отмечает, что под угрозой в этих странах более 800 тысяч беременных: женщины не обращаются к врачам из опасения заразиться Эболой и не получают необходимой медпомощи.
Между тем на прошлой неделе ВОЗ отчиталась о первом успехе в борьбе с вирусом: вспышка остановлена в Сенегале и Нигерии, где за последние 42 дня не были отмечены новые случаи заражения. Это контрольный срок: он вдвое превышает максимальный инкубационный период, когда проявляются симптомы Эболы (повышенная температура, тошнота, боль в теле). С начала эпидемии в Сенегале был зарегистрирован один заболевший проездом из Гвинеи, в Нигерии — 20. Остановить лихорадку удалось благодаря оперативной изоляции зараженных и тех, кто с ними контактировал. В Нигерии наладить эту работу помог опыт борьбы с полиомиелитом и содействие религиозных и общественных лидеров, призывавших жителей к взаимодействию с властями. Однако, как подчеркнул в разговоре с "Огоньком" Тарик Ясаревич из ВОЗ, "из-за географической близости к очагу и мобильности населения Сенегал и Нигерия остаются в группе риска". Всего ВОЗ включила в нее 15 стран Западной Африки.
Под ударом и сама ВОЗ. В середине октября агентство AP опубликовало внутренний доклад организации, где признается, что ВОЗ недооценила угрозу вируса после первых сообщений в декабре 2013-го, а одной из причин этого называется некомпетентность ее африканских представителей, которые нередко назначались "по политическим мотивам". Именно они, как утверждается, не информировали должным образом штаб-квартиру о ситуации с Эболой. К тому же, говорится в докладе, "сотрудникам ВОЗ следовало понимать, что традиционные методы борьбы с инфекциями не работают в регионе со слабой системой здравоохранения и проницаемыми границами". Скандальную утечку в ВОЗ не комментируют, отмечая, что работа над этим документом не завершена. Но косвенным подтверждением озвученной версии можно считать заявление главы немецкого отделения "Врачей без границ" Танкреда Штебе. По его словам, именно из-за промедления ВОЗ первое время медики-волонтеры боролись с лихорадкой Эбола в Африке практически в одиночку.
Вирус тем временем шагает дальше. За пределами Африки выявлены уже 17 человек, больных лихорадкой Эбола (четверо из них умерли) в США, ФРГ, Испании, Великобритании, Франции, Норвегии. Большинство из них — эвакуированные на родину медики, работавшие в Западной Африке, но в Испании и США тоже были случаи заражения. Хорошая новость в том, что есть и излечившиеся — на прошлой неделе сообщалось о выздоровлении испанской медсестры Марии Тересы Ромеро. Она подхватила вирус, ухаживая за больными соотечественниками-миссионерами, вывезенными из Африки (их спасти не удалось). Известно, что ей вводилась сыворотка крови с антителами, полученная от тех, кто переболел лихорадкой Эбола. Вслед за этим было объявлено, что поправился американский журналист Ашока Мукпо, заразившийся во время командировки в Либерию. Его лечили с помощью экспериментального препарата Brincidofovir, разработанного в США изначально для борьбы с другими вирусами, в том числе оспой.
— Все это пока единичные случаи излечения,— сказал "Огоньку" вирусолог Дэвид Эванс из Уорикского университета (Великобритания).— Вакцины против вируса нет. Есть перспективные разработки: американо-канадская вакцина VSV-EBOV и британская ChAd-EBO. В конце октября — начале ноябре в Швейцарии начнутся их клинические испытания с участием 250 волонтеров. Тестирование может занять от полугода до года. А ВОЗ рассчитывает получить препарат для массового использования к середине 2015-го.
— Сейчас ставка в борьбе с эпидемией делается, как и прежде, на мыло и просвещение населения,— объясняет Дерек Гэзерер, биотехнолог из Университета Ланкастера (Великобритания).— Эти меры доказали свою эффективность во время вспышек Эболы, начиная с 1976 года, когда этот вирус открыли. Правда, сегодня он распространяется очень быстро. Причин несколько: Западная Африка густо населена, система здравоохранения не развита, культура гигиены отсутствует. Что касается самого вируса, то это не супервирус, не новый штамм. Да, он несколько отличается, причем, похоже, он менее заразен и фатален, чем в предыдущие эпидемии.
По статистике смертность от Эболы сегодня составляет около 60-70 процентов (в прежние годы — за 90). Но и этого достаточно, чтобы власти разных стран перешли к активным действиям (усилен медицинский контроль в аэропортах, особое внимание — к рейсам из Африки, организовано дистанционное измерение температуры, ведется оповещение о симптомах лихорадки). Ямайка, Колумбия, Доминиканская республика и вовсе запретили въезд гражданам из зараженных африканских стран. Схожую инициативу выдвинули ряд конгрессменов США, но их не поддержали. Вместо этого был назначен спецуполномоченный по борьбе с Эболой, ведется инструктаж медперсонала. Мобилизация больниц и диагностических лабораторий началась в Европе и в ряде азиатских странах. У нас Роспотребнадзор заявил, что необходимые меры защиты приняты.
Медики США меж тем предрекают панику среди населения с началом сезонной заболеваемости гриппом: симптоматика схожа с Эболой. В стране уже зарегистрированы десятки ложных обращений. Злобу дня уловили и мэтры Голливуда. Режиссер Ридли Скотт снимает мини-сериал про смертельный вирус. Продюсер Линда Обст так объяснила прессе интригу картины: "Дело в скорости, с которой гибнут люди, это и делает заболевание устрашающим. Все надеялись, что вирус останется в удаленной части планеты. Но, кажется, в нашем мире так уже не бывает!"