Борьба за жизнь

Перспективы

Старение — это неизбежная, но при этом излечимая болезнь, уверены ученые. Сильные мира сего не скупятся на исследования долголетия, и результаты уже впечатляют. Похоже, что хотя бы некоторые из нас будут жить лучше, дольше или даже гораздо дольше. Но обойдется это очень дорого.

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ

"В комнату вошел старик лет 30",— писал о Николае Карамзине Александр Пушкин в начале ХIХ века. Сейчас эта фраза выглядит анахронизмом, но не исключено, что через какое-то время никто не рискнет назвать стариком 70-летнего или даже 100-летнего человека. Сейчас в развитых странах продолжительность жизни уже превышает 80 лет. Судя по всему, это далеко не предел: люди могут жить больше 100 лет. Современные технологии не только продляют жизнь, но и позволяют улучшить ее качество, устраняя старческие недуги. Нельзя сказать, что российские ученые в этом продвинулись дальше своих иностранных коллег, но кое-какие разработки все-таки есть.

Судя по ряду дискуссий на форуме "Открытые инновации", дальше всех продвинулись ученые на пути превращения людей в киборгов. Экзоскелеты, роботизированные биопротезы, трехмерная биопечать — это уже реальность. Вот, к примеру, весной компания "Экзороботикс" выпустила прототип экзоскелета "Экзоатлет" — он позволяет инвалидам ходить. А компания 3D Bioprinting Solutions создала первый российский биопринтер. Научный руководитель 3D Bioprinting Владимир Миронов на форуме "Открытые инновации" пообещал, что к 15 марта следующего года принтер напечатает щитовидную железу (в качестве материала используются тканевые сфероиды по 1 тыс. клеток). Все эти технологии имеют к долголетию косвенное отношение, но очевидно, что возможность оперативно заменять органы, приходящие в негодность, может многим продлить жизнь.

Клетки-разрушители

Радикальное решение проблемы старения возможно на клеточном или генетическом уровнях. Пожалуй, самый известный российский проект — компания "Митотех". Ученый Владимир Скулачев вместе с сыном Максимом изучает митохондрии — составляющие элементы клетки. Профессор Скулачев обнаружил, что с возрастом они изнашиваются и начинают выделять свободные радикалы — организм человека начинает разрушаться на клеточном уровне. "Это не случайный, а запрограммированный процесс, который можно остановить",— уверяет Максим Скулачев, CEO "Митотеха". Отец и сын разработали антиоксидант SkQ1, который доставляется прямо в клетку и останавливает процесс ее разрушения. Для простоты SkQ1 в "Митотехе" назвали "ионы Скулачева".

Первым инвестором компании был Олег Дерипаска: он согласился инвестировать в проект $15 млн в 2005 году. Однако в кризис 2008-2009 годов финансирование остановилось, а готовый препарат ученые создать не успели. Спас проект бывший член правления РАО "ЕЭС России" предприниматель Александр Чикунов — он инвестировал более $10 млн. Сейчас компанию поддерживает "Роснано". Первые практические результаты появились в 2012 году: "Митотех" выпустила капли "Визомин", помогающие от сухого глаза, распространенной болезни среди пожилых людей. Препарат уже продается в России и прошел клинические испытания в США. Как объясняет Максим Скулачев, сетчатка глаза страдает при старении быстрее других тканей, именно поэтому в "Митотехе" и выбрали офтальмологию. Но вообще-то "ионы Скулачева" способны обновить процессы старения в любой ткани, а значит, их можно использовать в совершенно разных областях медицины и косметологии. Причем ученые наблюдают удивительный феномен обратной связи: клетки, обработанные "ионами", дают сигнал всему организму затормозить процесс старения.

Похожие разработки при поддержке РВК ведет компания Everon biosciences (раньше она называлась "Тартис-старение"). "В представлении большинства людей старение — это закон природы. Бороться со старением — все равно что изобретать вечный двигатель. Это не совсем так",— рассказывает Екатерина Андрианова, исполнительный директор Everon biosciences. Ученые обнаружили, что одна из причин старения — появление в организме "сенесцентных клеток". Это обычные клетки, которые перестают делиться и начинают отравлять организм. Чем больше таких клеток, тем выше вероятность возникновения большинства старческих болезней. Everon biosciences разработала препарат "Рапатар", клинические испытания которого стартуют в 2015 году. Мыши, на которых испытывался препарат, живут на 30% дольше своих собратьев.

Перезагрузка гена

Президент фонда "Наука за продление жизни" Михаил Батин говорит, что ключевым трендом в биогеронтологии сейчас стала биоинформатика. Ученые по всему миру накопили огромные массивы данных о старении — остается только их обработать и применить на практике. "Раньше феномен старения характеризовался достаточно простыми утверждениями: старение вызвано ограничением клеточного деления, сокращением длинны теломер, накоплением мутаций в ядерной ДНК, деградацией митохондрий. Но старение слишком сложно, чтобы его можно было объяснить только одним отдельным механизмом",— говорит господин Батин. Решить проблему и увеличить срок жизни мог бы комплекс лекарств. Тем более что уже существуют препараты, показавшие свою эффективность в борьбе со старением,— рапамицин, ибупрофен, метформин, NAD+, куркумин и др. "Компании не спешат проводить их комплексное тестирование, так как эти вещества давно дженерики и не могут принести сверхприбыль какой-то одной компании",— уверен Михаил Батин. Уже очевидно, что дешевых технологий на этом рынке не будет: каждая фармацевтическая компания мечтает изобрести свою чудо-таблетку от старости, чтобы организовать ее массовый сбыт стареющим миллионерам, а затем среднему классу.

Следующим шагом, уверен господин Батин, будет создание генной терапии долголетия. Известен целый ряд генов, изменение работы которых препятствует старению — FOXO3, TFEB, SIRT6 и пр. Модификацию этих генов можно использовать в качестве лекарства от старости. Такая процедура потребует сложнейших расчетов с применением суперкомпьютеров. Так что, похоже, бороться со старостью будут не только ученые-медики, но и программисты-математики.

Николай Гришин

Еще чуть-чуть — и лекарство от старости, похоже, перестанет быть фантастикой

Вся лента