Королевская немилость
Михаил Голицын об «Анне Болейн» в Московской филармонии
Перу Гаэтано Доницетти принадлежат триада так называемых тюдоровских опер, каждая из которых считается абсолютным шедевром: "Мария Стюарт", "Анна Болейн" и "Роберто Девере"; все три — заповедная территория бельканто, объект желания величайших примадонн XIX и ХХ столетий — и камень преткновения для концептуального режиссерского театра, не знающего, что делать с этими пышными костюмными мелодрамами. Московская филармония начала свой тюдоровский цикл в сентябре 2012 года с концертного исполнения "Марии Стюарт" — второй по исторической хронологии оперы триады, и сейчас подступается к первой — с которой, собственно, началась мировая слава ее автора. Триумфально прошедшая в миланском театре Каркано в декабре 1830 года премьера "Анны Болейн", вознесла Доницетти на оперный Олимп — за последующие двадцать лет ее сыграли в 25 городах по обе стороны Атлантики, а на композитора как из рога изобилия посыпались новые заказы.
Сюжет оперы живописует последние недели царствования супруги британского короля Генриха VIII, ради которой он устроил бракоразводный процесс века (со своей первой женой Екатериной Арагонской), официально порвал с католической церковью и создал единую англиканскую церковь, сделав себя наместником Бога на земле в пределах одной отдельно взятой страны. Но после того как новая супруга не смогла подарить ему наследника, всепоглощающая любовь сменилось столь же всепоглощающей ненавистью. Грубо сфабрикованное дело против Анны Болейн (королеву обвинили в прелюбодеянии с бывшим женихом, придворным музыкантом и даже собственным братом) и судебный процесс проходили в одновременности с куртуазными ухаживаниями короля за придворной дамой Джейн Сеймур, которая и стала его третьей женой, после того как Анну отправили на плаху. В опере присутствуют все исторические персонажи, но сюжет подретуширован в соответствии с безудержным сентиментализмом эпохи — тот самый бывший жених Генри Перси призывает Анну вспомнить былую любовь, фаворитка Джейн мучается угрызениями совести (большой дуэт двух героинь — одна из самых лакомых сцен оперы), лютнист Марк Смитон поет королеве любовные серенады, а сама она в грандиозной финальной сцене появляется, как и еще одна знаменитая героиня Доницетти Лючия ди Ламмермур, лишенная рассудка и предающаяся воспоминаниям.
Кипящие страсти в "Анне Болейн" требуют больших красивых голосов и ярких актерских индивидуальностей, особенно это касается главной героини — недаром за роль Анны брались лучшие из лучших: Мария Каллас, Лейла Генчер, Джоан Сазерленд, Беверли Силлс, Эдита Груберова, а в совсем недавнем прошлом — Анна Нетребко. Москве тоже повезло с королевой: ее будет петь албанка Эрмонела Яхо, чей изобилующий теплыми южными красками голос и огненный темперамент снискали ей успех в Лондоне, Париже, Нью-Йорке, Берлине и других оперных столицах — в центральных партиях итальянского репертуара. Свита примадонны также достойна самого пристального внимания: соперницу, Джейн Сеймур, исполнит американское меццо Кейт Олдрич, записная Кармен и героиня французских лирических опер, Генрихом VIII станет импозантный итальянский баритон Симоне Альбергини, а пламенного кавалера Перси исполнит совсем юный, только начинающий уверенную европейскую карьеру мексиканец Диего Сильва. Вкупе с тремя прекрасными российскими солистами (Константин Шушаков, Дарья Телятникова и Игорь Морозов), оркестром Московской филармонии, хором "Мастера хорового пения" и дирижером Марко Дзамбелли они обещают устроить настоящий театр — в котором отсутствие декораций, костюмов и финальной плахи не покажется невосполнимым.
Концертный зал им. П. И. Чайковского, 25 октября, 19.00