Китайская перспектива
Анна Толстова о большой выставке современного китайского искусства в Еврейском музее
В Еврейском музее открывается выставка «Отчужденный рай. Современное искусство Китая из коллекции DSL». Это редкая и, пожалуй, очень своевременная возможность увидеть в Москве главных звезд современного китайского искусства — от Ай Вэйвэя до Чжан Хуаня
Еврейский музей, избавившись от талантливого куратора Александры Селивановой и заодно — от созданного ею Центра авангарда, в ближайшем будущем вряд ли порадует публику хорошими выставками собственного производства. Однако импортные выставки пока не запрещены, и "Отчужденный рай. Современное искусство Китая из коллекции DSL" обещает быть интересной. В Москве нечасто показывают современное китайское искусство — этим она отличается от других мегаполисов мира, что, может, не так уж и плохо. Ведь рыночный и музейный бум в сфере современного искусства, всячески поощряемый китайским правительством, дабы придать КНР облик государства, идущего путем модернизации, выбрасывает в медиапространство десятки тысяч имен и образов, и их количество обратно пропорционально количеству и качеству специалистов, могущих отделить пену от чистой воды в этом бурлящем потоке. Впрочем, это не относится ни к парижскому собранию Доминик и Сильвена Леви (DSL), ударная часть которого состоит из работ проверенных "биеннальных" художников, ни к автору выставки — известному парижскому куратору и критику Ами Бараку. Во всяком случае, в Еврейском музее обещают выставить таких звезд, как Ай Вэйвэй, Цао Фэй, Ян Фудун, Чжан Хуань, дуэт Сунь Юаня и Пэн Юй. Хотя обязательно ли считать участие в "документах" и главных биеннале знаком качества и обязательно ли должен китайский художник пройти апробацию на "бывшем Западе" — вопросы без единственно правильных ответов.
Коллекция DSL сравнительно молода: первая вещь была куплена в 2005 году, когда супруги Леви оказались в Шанхае, попали в мастерскую абстракциониста Дин И и решили специализироваться на китайцах — сориентироваться в китайском мире искусства им поначалу помогал живущий в Париже художник Ян Цзечан. Однако к этому времени у них уже имелся солидный, двадцатилетний собирательский стаж: Леви начинали с современного европейского и американского искусства и дизайна, успев обзавестись тузами вроде Роберта Раушенберга и Билла Виолы. Решение переключиться на Китай Сильвен Леви, предприниматель в области недвижимости, объясняет интересом к стремительно меняющейся стране с бурно растущей экономикой и перспективными рынками, в том числе — художественным: искусство рефлексирует эти изменения или, по крайней мере, служит их барометром. Само собрание меняется также быстро: число работ — живопись, графика, скульптура, объекты, инсталляции, фотография и видео — колеблется от 150 до 350, Леви все время что-то продают и что-то покупают, решают сосредоточиться на рисунках тушью или на художниках какого-то региона, Гонконга или Гуанчжоу, а потом неожиданно меняют фокус.
Конечно, Доминик и Сильвена Леви нельзя назвать пионерами в коллекционировании современного китайского искусства в Европе: швейцарец Ули Зигг начал собирать китайцев еще в 1970-х, бельгиец Ги Улленс — в 1980-х, кстати, обоих тоже привели в Китай интересы бизнеса. Однако чем коллекция DSL отличается от этих собраний, так это новаторским способом дистрибуции. Ги Улленс основал центр современного искусства имени себя в Пекине (Ullens Center For Contemporary Art, UCCA), Ули Зигг частично подарил и частично продал львиную долю своих сокровищ музею M+, который должен открыться в Гонконге через пару лет. Однако супруги Леви не стали учреждать центров или музеев — они открыли виртуальную галерею и публикуют онлайн-каталоги с репродукциями работ и комментариями к ним, так что посмотреть коллекцию DSL целиком можно, не отрываясь от своего ноутбука, планшета или смартфона. Сильвен Леви, читающий лекции по арт-менеджменту в Шанхайском университете, не раз подчеркивал, что его просветительская программа рассчитана на "граждан Сети", то есть на поколение интернета. Эта деятельность высоко оценена в Китае: только что учрежденная премия The Art Newspaper China — некий аналог нашей премии The Art Newspaper Russia — отметила DSL как "организацию года". Однако при этом прогрессивные французские просветители вовсе не собираются отказываться от выставок в офлайне — их собрание на перманентных гастролях.
Название московской выставке Ами Барака дало видео Яна Фудуна "Отчужденный рай": своего рода портрет поколения "детей "культурной революции"", которые ментально оказались в зоне неуверенности и сомнений между прошлым коммунистическим и нынешним неокапиталистическим Китаем. Этим они близки нашим "детям перестройки", мучимым фантомными болями ностальгии по СССР и не приемлющим сегодняшнюю реальность. Ами Барак, судя по всему, думал о таких совпадениях. Во всяком случае, о русской выставке он говорит следующее: "Современное искусство в Китае стало доступным зрителю около 20 лет назад, после смены политического режима. Именно с этого момента передовая художественная общественность получила необходимую свободу, чтобы открыто выражать свои мысли, декларировать идеи и действовать. В этом прослеживаются как интересные параллели с ситуацией в России, так и культурные различия. Если рассматривать выставку "Отчужденный рай. Современное искусство Китая из коллекции DSL" в таком контексте, она станет весьма символичным и значимым событием". Событие, безусловно, символичное: коль скоро Китай превращается в главного политико-экономического партнера России, полезно присмотреться к его искусству — хотя бы по тем же соображениям, которые когда-то привели Сильвена и Доминик Леви к мысли собирать китайскую коллекцию.