Москва и Киев дошли до кранностей
Обе стороны допустили возможность остановки поставок в Европу
Россия, Украина и ЕС начали открыто готовиться к повторению газового кризиса 2009 года. Киев впервые допустил, что может не выполнить обязательства по транзиту. Президент РФ Владимир Путин также впервые недвусмысленно заявил, что если Украина будет отбирать транзитный газ, то Россия сократит его поставки в Европу по опробованному сценарию. ЕС обнародовал данные стресс-тестов, уверяя, что сможет выдержать зиму без российского газа. Впрочем, по мнению экспертов, наступление холодов может повлиять на позицию политиков.
Россия будет сокращать транзит газа через Украину, если та начнет отбирать его для своих нужд, заявил вчера Владимир Путин. Он пояснил, что Москва будет действовать, как в 2009 году. Тогда "Газпром", обвинив "Нафтогаз" в отборе газа, предназначенного европейским потребителям, последовательно снижал поставки на объем отобранного газа. В результате снабжение Европы в середине зимы было прервано на три недели. Президент признал, что "транзитные риски велики". До сих пор Москва от подобных прямых угроз воздерживалась.
Откровеннее стала и позиция Киева. Вчера украинский премьер Арсений Яценюк, выступая в парламенте, впервые допустил, что страна может нарушить обязательства по прокачке газа в Европу. Он напрямую увязал безопасность транзита с уступками со стороны "Газпрома" и европейских компаний. "Украина декларирует, что мы — государство, которое гарантирует бесперебойный транзит природного газа, но для того чтобы его гарантировать нашим европейским партнерам, нам необходимо подписать соглашение именно с европейскими компаниями",— сказал господин Яценюк. Речь идет о том, чтобы потребители из ЕС изменили контракты с "Газпромом" для сдачи газа на российско-украинской границе. Также, по словам чиновника, Украина не может гарантировать безопасность прокачки газа при текущем транзитном договоре. "Нафтогаз Украины" уже подал иск об изменении контракта в Стокгольмский арбитраж.
В надежности украинского транзита уже публично сомневается и Еврокомиссия. "С того момента (как 16 июня остановлены поставки "Газпрома" на Украину.— "Ъ") транзит не пострадал, но зима приближается, и Украина — мы не ожидаем этого, но это может произойти — не сможет соответствовать своим транзитным обязательствам",— сказал вчера еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер. Он презентовал в Брюсселе результаты стресс-тестов европейской энергосистемы в случае прекращения поставок газа через Украину, а также в случае полной остановки поставок российского газа в Европу. "Я думаю, что стресс-тесты делают нас способными действовать, а также показывают нашим российским партнерам, что нет смысла использовать газ как политический инструмент",— пояснил еврокомиссар, добавив, что, "если они поступят так, мы будем готовы на это ответить".
Согласно стресс-тестам, страны ЕС могут выдержать полугодовую остановку поставок из России, при этом ЕК выделила два сценария: при одном из них страны будут сотрудничать друг с другом и стараться распределить нехватку газа равномерно, при другом — прежде всего, удовлетворять свои нужды. При первом сценарии Болгария, Венгрия, Босния и Герцеговина, Македония, Сербия, Финляндия и Прибалтика столкнутся с необходимостью сократить потребление газа на 20-60%, Польша, Румыния и Греция — на 10%. При втором сценарии Балканы и Эстония пострадают еще сильнее, вплоть до полной остановки газоснабжения. Так, максимальное месячное сокращение поставок может составить 100% по Болгарии, Финляндии, БиГ и Македонии, 73% по Эстонии, 64% по Сербии, 59% по Литве, 35% по Венгрии, 31% по Румынии и 28% по Польше. ЕК рассчитывает, что нехватка газа будет частично восполнена покупкой СПГ, хотя и признает, что любые меры по замене российского газа приведут к росту цен. Ценовой анализ в стресс-тесте отсутствует, приведена лишь оценка МЭА, согласно которой цены на СПГ, который и так в целом дороже трубопроводного газа, могут вырасти в диапазоне до 100%.
Согласно опросу правительств стран ЕС, их первоочередные меры будут следующими (в порядке снижения популярности): подъем газа из хранилищ, переход на другие виды топлива в электрогенерации и отоплении, сокращение поставок газа потребителям, кроме населения, сокращение спроса (из-за роста цен и административных мер), распределение газа нерыночными методами, затем сокращение поставок населению, и только после этого несколько стран готовы покупать СПГ. Это связано не только с высокой ценой СПГ, но и с невозможностью его доставки в большинство стран, которые могут быть затронуты прекращением поставок. Переход на альтернативное топливо и сокращение поставок газа промышленности может существенно сказаться на экономике отдельных стран ЕС, но этот макроэкономический эффект в стресс-тесте не оценивается.
Таким образом, все три стороны нынешнего газового кризиса — Россия, ЕС и Украина — признали вероятность остановки транзита, а ЕС подготовил план действий на этот случай.
Следующий шанс договориться сторонам представится 21 октября на трехсторонней встрече в Брюсселе, на которой будет обсуждаться компромиссное предложение ЕК по погашению украинского газового долга и цене на газ. Тем не менее глава украинского Минэнерго Юрий Продан уже заявил, что не ожидает успеха. По словам Арсения Яценюка, Киев 3 октября попросил Стокгольмский арбитраж вынести временное решение по первому иску "Нафтогаза" к "Газпрому" по цене на газ, и суд может сделать это в течение месяца. Он также дал понять, что Украина будет рассматривать компромисс с "Газпромом", только если временное решение арбитража быстро получить не удастся.
Ситуация в ЕС такова, что перебои в поставках российского газа могут почти никак не сказаться на Западной Европе, но очень тяжело отразиться на Восточной, говорит Валерий Нестеров из Sberbank Investment Research. Свободного СПГ на рынке немного, Европе придется бороться за него с Азией. Страны ЕС могут выдержать несколько месяцев без российского газа, полагает Валерий Нестеров, но отказываться от него в перспективе пяти-десяти лет "экономически бессмысленно". Он уверен, что длительных перебоев в поставках газа зимой не будет, "потому что в этом не заинтересованы ни "Газпром", ни Европа, у которой по-прежнему непростая ситуация в экономике". Но, подчеркивает эксперт, "нужна холодная зима, чтобы политики в Европе зашевелились".