Три минуты новой эры
Алексей Тарханов о новом ролике Chanel №°5 База Лурмана
Мы встречаемся в Париже с австралийцем Базом Лурманом, знаменитым режиссером, который снял ролик или даже, если хотите, сверхкороткий фильм вокруг Chanel N°5.
В главном магазине марки на Вандомской площади в окна заглядывает колонна, забранная в леса, на верхушке которой суетятся рабочие, время от времени — со своей высоты — заглядывая в высокие окна Шанель. "Как в кино",— восхищается Баз.
Худой, с белыми волосами, в черном пиджаке и коротеньких узких брючках, он не в состоянии усидеть на месте. Отвечая на вопросы, он начинает бегать по комнате. Видно, что ему совсем не скучно и что происходящее вокруг очень его забавляет.
— Chanel N 5 не сравнить ни с одними другими духами — это часть поп-культуры,— говорит Лурман.— Помните слова Мэрилин Монро "Единственное, что я надеваю на ночь,— это Chanel N 5"? Да, это аромат, которому 100 лет. Но я сфокусировался не на нем. Я думал о его создательнице. Пусть Коко Шанель не похожа на Жизель Бундхен, но в ней столько энергии!
Очевидно, что и Баз Лурман — режиссер с невероятной энергией. Кажется иногда, что этой энергии слишком много для длинных дистанций. В этом он враг самому себе — его собственные "Ромео + Джульетта", или "Мулен Руж", или "Великий Гэтсби" вспоминаются скорее по клипам, чем по длинным сценам.
Хороший выбор для Chanel, где в маленькой истории должен отразиться большой несуществующий сюжет. Я спрашиваю на всякий случай, не тренировался ли он на этой короткой дистанции к новому фильму и не захочет ли он, чтобы главную роль в нем сыграла та же Жизель, которая снималась в ролике.
— Конечно, это похоже на трейлер. Большая часть рекламных роликов не повествовательна, а эмоциональна, они не рассказывают историй, они никак не связаны с сюжетом. У меня все-таки получилась история, пусть и маленькая. Но фильм такой мы, конечно, не снимали.
Баз Лурман соглашается, что Бундхен вполне достойна стать актрисой: "Из нее получилась бы прекрасная девушка Бонда". В ролике только один профессиональный актер (партнером Жизели в этом фильме стал Мишель Хейсман из "Игры престолов"), если не считать самого Лурмана, который взял себе эпизодическую роль фотографа. За костюмы отвечала Катрин Мартин, жена режиссера, мать двух его детей и обладатель двух "Оскаров" в его картинах. За музыку — модный Ло-Фанг, он же Мэттью Хемерлейн, и, разумеется, песня, которую тот исполняет "You're The One That I Want" — не только про любовь Жизель + Мишель, но и про общую любовь к Chanel N°5, которая снимается в своей собственной роли.
Опять номер пять, скажут те, кто помнит ролик десятилетней давности, снятый Лурманом с Николь Кидман. Тогда он был режиссером "Мулен Руж", к новому ролику он пришел автором "Великого Гэтсби", тогда учил с подростками Шекспира, сейчас учит взрослых Фицджеральду, которого они в школе прошли, да не прочли. Но посыл тот же. Нет разницы в том, сколько времени будут фильм смотреть, нет разницы в том, сколько времени его будут снимать. Баз потратил на свои три минуты год и готов рассказывать о том, как тщательно выбиралась натура, почему все начинается с серфинга, как важно было героине проехать через Кингсборо-бридж и почему клуб, в котором они встречаются, похож на европейский театр. Кстати, смотрите внимательно — костюм для серфинга придумал Карл Лагерфельд. Это первый в мире гидрокостюм марки Chanel.
База Лурмана постоянно упрекают в том, что он режиссер малой формы, короткого метра. Я думаю, что это связано как раз с его умением объясниться со зрителем на минутном отрезке. После ролика, как в "Гэтсби", или после увертюры, как в "Мулен Руж", мы как будто бы уже увидели кино, и раскрытие темы нас даже раздражает. Что страшно несправедливо. Дар высказаться мгновенно достоин восхищения, режиссер не виноват, что не существует сейчас такого жанра кино, в котором все то, что другие плетут часами, будет сказано за минуты.
Но это вовсе не значит, что такого жанра и не появится, и рекламные ролики — его первые примеры. Модные люди знают, как с нами поступать. С каждым годом мы все больше теряем возможность концентрации внимания. Сам Лурман хотя бы признается в том, что не в силах читать длинные романы и способен усвоить за раз лишь одну-две страницы. Даже "Великий Гэтсби" был прочтен им не раньше, чем его заперли в вагоне Транссибирской магистрали наедине с книгой.
"Шанель принесла новую эру в старый мир",— говорит Лурман. Он приносит новую манеру в старое кино, отражая целый мир в капле Chanel. У моды свое кино — выход рекламных роликов здесь отмечают как голливудскую премьеру. Обсуждается все: кто снимал, кто играл, чья музыка и кто ее исполняет, даром что речь идет не о двух с половиной часах экранного времени, а о короткой минуте. Но если все пойдет хорошо, эта минута, появившаяся в экранной паузе, должна убить все, что ее окружает. Что вы видели в фильме "Солнечный удар"? Сейчас вспомню. Да! Там было что-то про Chanel N°5.