Гатчина приняла нанопокрытие
Государственный индустриальный парк в Ленобласти нашел первого резидента
ООО "Автостанкопром" разместит производство фторактивных полимерных композиций и покрытий на территории индустриального парка в Гатчине. Компания планирует производить до одной тонны смесей в год и окупить инвестиции объемом €6 млн в течение пяти лет с начала проекта.
Рамочное соглашение о сотрудничестве между компанией "Автостанкопром" и правительством Ленинградской области было подписано на стенде Северо-Западного кластера медицинской, фармацевтической промышленности и радиационных технологий на Московском международном форуме инновационного развития "Открытые инновации".
Территория будущего индустриального парка занимает 17 га в Гатчине, недалеко от Петербургского института ядерной физики имени Б. П. Константинова РАН. "Нанопарк Гатчина" — совместный проект правительства Ленинградской области и Фонда инфраструктурных и образовательных программ "Роснано" — предполагает комплекс объектов недвижимости, включающий офисные и производственные помещения для размещения резидентов, инженерно подготовленные земельные участки под производства. Ядром проекта станет лаборатория и бизнес-инкубатор с якорным резидентом "Северо-Западный центр трансфера технологий" "Роснано". Ранее заявлялось, что первые объекты нанопарка планируется сдать в первом квартале 2015 года, общий бюджет проекта составляет около 1,2 млрд рублей.
На территории индустриального парка "Автостанкопром" планирует производить смазочные композиции для нанесения на поверхность и получения многофункциональных наноразмерных пленок (на основе фторсодержащих поверхностно-активных веществ, эпилам). Они придают поверхности свойства антифрикционности, гидрофобности, антикоррозионности, антиадгезионности, стойкости к воздействию микроорганизмов, плесени, радиации. Используются в авиа- и машиностроении, медицинской отрасли, социальных объектах (поликлиниках, школах) и топливно-энергетическом комплексе.
ООО "Автостанкопром" основано 11 лет назад в Петербурге Абдурашидом Вохидовым. В 2013 году фирма через подрядчиков произвела объем, достаточный для покрытия 300 кв. м поверхностей, также реализуются патенты на продукцию. Крупнейшими клиентами "Автостанкопрома" являются КамАЗ, ТГК, "Силовые машины". Торговый оборот предприятия за 2013 год составил более €1,2 млн.
В Гатчине компания будет производить до одной тонны композиций в год, треть выпускаемой продукции пойдет на экспорт. По словам господина Вохидова, 1 кг смеси хватает для покрытия 2-3 кв. м поверхностей, стоимость 1 кг составляет 5 тыс. рублей. Старт проекта намечен на 2016 год, ввод в эксплуатацию — примерно через полтора года с этого момента. На сегодняшний день, говорит руководитель предприятия, в проект инвестировано около €3 млн, в ближайшие два года инвестиции будут удвоены. Окупить вложения планируется в течение пяти лет. "Сейчас очень быстро растет в цене патент на эту продукцию", — говорит генеральный директор предприятия. По его расчетам, рентабельность производства составляет около 20%.
Планируемая динамика роста производства — 24% в год. "В России есть предприятия, которые производят подобные смеси, емкость рынка составляет около 400 млн рублей в год", — говорит Абдурашид Вохидов. Компания является резидентом "Сколково" и "Технопарка Санкт-Петербурга" ("Ингрия"). Штат "Автостанкопрома" в Гатчине составит 12 сотрудников.
Эпилам — это отечественный аналог широко продаваемого за границей полимера Фомблин-А. Зарубежные торговые аналоги — это полимеры Fluorolink от Solvay Solexis (которым торговая марка Fomblin принадлежит), также такую продукцию выпускает DuPont, рассказывает начальник аналитического отдела ЗАО "ИК ЛМС" Дмитрий Кумановский. "Фомблин-А можно часто встретить в автомагазине в виде полировального материала, цена его невысока, так как при масштабном производстве себестоимость можно снизить в два-три раза. Отечественный эпилам пока дороже из-за небольших, непромышленных объемов выпуска", — говорит он. По словам эксперта, по мере развития проекта и расширения клиентской базы можно будет составить реальную конкуренцию импорту. "Рынок смазочных материалов — это около 40 млн тонн продукции, из которого около 2 млн тонн приходится на Россию. Поэтому расти на этом рынке можно активно, так как отечественных конкурентов нет", — полагает он. Однако, замечает господин Кумановский, все передовые технологии будут активно разрабатываться за рубежом и отечественному "Автостанкопрому" придется, чтобы не потерять рынок, активно заниматься инновациями, а главное — убеждать в экономической целесообразности использования своей продукции промышленность (46% потребления смазочных материалов) и коммерческий сектор (36% потребления).
Ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов говорит, что такие вещества в стране производятся и другими фирмами. Однако если продукция "Автостанкопрома" будет обладать лучшими техническими и эксплуатационными качествами, она может иметь большой экспортный потенциал. "А это, в свою очередь, может помочь в скорейшем достижении окупаемости проекта. В среднем этот срок можно оценить в три-пять лет", — заключает эксперт.