Чиновники пошли по профсоюзной линии
Рабочему классу предлагают властную поддержку
Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов выступил с новыми инициативами, среди них — необходимость принятия Федерального закона об обязательности создания на предприятиях профсоюзных организаций, формирования Национального совета по занятости и зарплате, а также открытия учебного заведения по изучению трудовых отношений. Эксперты расходятся во мнениях о возможности и необходимости реализации инициатив. По мнению политологов, учитывая предстоящие выборы губернатора, профсоюзы, позволяющие гасить недовольство, власти очень нужны.
В конце минувшей недели, выступая на открытии Всероссийской конференции по вопросам труда губернатор Ульяновской области Сергей Морозов озвучил ряд новых инициатив, на этот раз связанных с развитием профсоюзов. Заметив, что «факт существования профсоюза сильно дисциплинирует работодателей», господин Морозов заявил, что «необходимо принимать Федеральный закон об обязательности создания на предприятиях представительных органов работников и заключения коллективного договора». Кроме того, он отметил, что «необходимо создать Национальный совет по занятости, зарплате и соблюдению трудового законодательства», а также «открывать учебные заведения по изучению трудовых отношений».
Замгубернатора (курирует внутреннюю политику) Михаил Сычев пояснил „Ъ“, что в регионе «уже с января идет работа с профсоюзами, их представители интегрированы в рабочие органы власти — в аппаратные совещания и общественные советы при министерствах», и «названные инициативы — коллегиально обсужденные». По словам вице-губернатора, сегодня владельцы предприятий всяческими способами стараются избегать заключения колдоговоров. «Но именно колдоговор, который на АвтоВАЗе сумел отстоять профсоюз «Единство», позволил работникам сохранить зарплату в кризисный период», — сказал господин Сычев, подчеркнув, что «выход на федеральный уровень — это желание самих профсоюзов», поскольку «у них не хватает своих рычагов воздействия». Он также заметил, что в регионе уже дают эффект комиссии по зарплате, поскольку «все любят ссылаться на кризис, а когда посмотришь их финансовые показатели, то видно, что кризиса нет». «Но сейчас некоторые ведомства, например, налоговая, не всю информацию могут предоставлять, ссылаясь на внутренние акты, а федеральный уровень снял бы эту проблему, позволив выявлять нарушения или недостатки законодательства», — подчеркнул вице-губернатор. По его словам, инициативы обговаривались с представителями федерального центра, «по крайней мере, на форуме был замминистра труда и соцзащиты РФ, который в курсе инициатив». Предложения губернатора будут направлены в правительство РФ и профильный комитет Госдумы на следующей неделе.
Председатель региональной Федерации организаций профсоюзов Виктор Служивой считает, что поддержка власти нужна, однако он не уверен, что это позволит создать профсоюзные организации на предприятиях малого и среднего бизнеса. На сегодня, по его словам, из всех работающих жителей региона лишь около 25% — члены профсоюзов, а «независимых профсоюзов вообще практически нет». В то же время он заметил, что вряд ли будет принят предлагаемый Федеральный закон, поскольку «профсоюз — общественная организация, основанная на принципах добровольности».
Владеющие бизнесом депутаты регионального заксобрания признаются, что в их компаниях нет профсоюзных организаций. «Но если будет закон, то, конечно, мы ее создадим, а если будет просто рекомендация, то не будем препятствовать», — сказал „Ъ“ владелец ООО «Альтернатива» (общественное питание) Андрей Толмачев («Единая Россия»).
По мнению председателя правления Корпорации по развитию предпринимательства Ульяновской области Руслана Гайнетдинова, говорить о возможности создания на предприятиях представительных органов трудящихся можно, только начиная с численности более 100 человек, и для малого бизнеса это в большинстве случаев неприменимо. «Наверное, профсоюз не столь обязателен на предприятии, где работают только муж с женой», — пошутил председатель, заметив, что «не уверен в возможности насаждения профсоюзов», но считает, что «с определенного уровня развития владельцы компаний сами начинают понимать важность наличия представительного органа работников, помогающего своевременно решать накапливающиеся проблемы».
Однако ульяновский правозащитник Игорь Корнилов считает, что в сегодняшнем их виде профсоюзы своей задачи не исполняют, и «в случаях массовых увольнений нередко остаются в стороне». По его мнению, «участие власти в формировании профсоюзов в конечном итоге будет только во вред», «к тому же обязание их создания — нарушение Конституции России» (ст. 30 — «каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов» и «никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение». — „Ъ“). «Важнее был бы закон, обеспечивающий государственные гарантии защиты работников, создающих на предприятиях независимые профсоюзные организации», — отметил правозащитник.
Напротив, директор региональной программы Независимого института социальной политики, профессор МГУ Наталья Зубаревич считает, что «профсоюзы нужны, если они нормальные, а не карманные, и пусть их формируют». «Картошку при Екатерине тоже силой насаждали», — заметила эксперт.
Стоит заметить, что, по данным Ульяновского центра занятости населения, на сегодня уже 159 предприятий заявили о высвобождении 3800 работников, до конца года ожидается сокращение еще около 360 человек.
Впрочем, ульяновский политолог Николай Васин не исключает, что новые инициативы Сергея Морозова «могут быть связаны и с подготовкой к предстоящим выборам губернатора». «За исключением отдельных независимых профсоюзов, все остальные очень тесно связаны с властью и обслуживают ее интересы. Они могут гасить любое недовольство, а в этом власть сейчас очень заинтересована. И, вероятно, было просчитано, откуда это недовольство сегодня будет исходить», — сказал политолог.