ЦБ сгруппировался
Консолидированный надзор пойдет по-крупному
Банк России подготовил поправки к указанию "О порядке осуществления надзора за банковскими группами". Согласно им, на текущем этапе обязательный консолидированный надзор регулятор готов осуществлять только за группами, включающими ключевых игроков. Надзор за остальными группами будет добровольным для регулятора. Для рынка это принципиально не меняет ситуацию, но может снизить нагрузку на ЦБ.
Проект соответствующих поправок вчера был опубликован на сайте регулятора. Согласно действующей редакции указания "О порядке осуществления надзора за банковскими группами", обязанность сформировать надзорную группу из своих сотрудников для пристального надзора за банковской группой у ЦБ возникает в случае, если головная кредитная организация банковской группы является системно значимой (таких банков — несколько десятков), или входит во второй контур надзора ЦБ (порядка 200 крупнейших банков), или контролирует дочерние иностранные банки. В соответствии с поправками такая обязанность будет возникать у ЦБ при условии, что в составе группы, соответствующей одному из выше перечисленных критериев, есть хотя бы один крупный участник, на которого приходится 5% или более в совокупном капитале, взвешенных по риску активах и прибыли группы. Исправленный вариант указания сократит перечень банковских групп, подпадающих под обязательный консолидированный надзор ЦБ.
Понятие банковской группы определено законом "О банках и банковской деятельности". Таковой признается не являющееся юрлицом объединение юрлиц, в котором один или несколько участников находятся под контролем либо значительным влиянием одной кредитной организации (головной). По данным ЦБ, озвученным на сентябрьской банковской конференции в Сочи, в России действуют 124 банковские группы. Осуществлять надзор за ними на консолидированном уровне ЦБ начал с 1 января текущего года.
Желание ЦБ ограничить контур консолидированного надзора лишь группами с ключевыми участниками вполне понятно, указывают банкиры. При этом с точки зрения рисков для группы новый критерий отсечения от дополнительного обязательного надзора можно считать обоснованным, считают эксперты. По мнению руководителя юридического департамента Ланта-банка Дмитрия Шевченко, надзор за большим количеством небольших участников банковской группы, где каждый из них в отдельности не способен существенно повлиять на нее, в ряде случаев может быть просто нецелесообразен, притом что требует колоссальных организационных усилий и издержек со стороны самого ЦБ, а за отдельными участниками финрынка ЦБ и так надзирает на индивидуальной основе. "Видимо, 5% — это уровень материальности, при котором регулятор видит существенность влияния отдельного участника группы на профиль риска всей группы в целом",— говорит член правления Газпромбанка Екатерина Трофимова.
Судить о том, сколько групп выпадет из-под консолидированного надзора ЦБ на основании указанных критериев, участники рынка не берутся. К тому же, сократив свои обязанности по обязательному консолидированному надзору, ЦБ не лишал себя права прицельно надзирать и за прочими группами по собственной инициативе в случае необходимости, сочтя, что такой подход оптимален на начальном этапе этой новой для него практики. Пока консолидированный надзор ведется в основном дистанционно и не так жестко, как на индивидуальной основе. "Стандартный надзор более жесткий, на групповом уровне мы пока ощущаем лишь то, что прибавилась необходимость сдавать в ЦБ не только консолидированную отчетность группы по международным стандартам, но и отдельно по российским, с расчетом нормативов по группе",— говорит собеседник "Ъ" в одной из крупных банковских групп.