На вождение
Ни одна из автошкол Татарстана пока не подтвердила соответствие новым требованиям
Автошколы Татарстана приостановили набор желающих обучиться вождению. Пока ни одна из них не получила необходимых документов, подтверждающих соответствие новым требованиям, которые с 12 августа предъявляет к ним Минобразования. Ожидается, что в результате реформы их число в республике, почти достигающее три сотни, значительно сократится, а стоимость обучения возрастет как минимум на четверть.
«На сегодня ни одна автошкола в Татарстане не получила право на обучение по новым требованиям», - сообщила „Ъ“ директор по развитию Федерации автошкол Татарстана Ольга Ломовцева. В республиканском ГИБДД эту информацию подтвердили, сказав, что пока никому в регионе не согласовали программы обучения и не выдали соответствующего заключения.
По данным федерации, сейчас в Казани работает около 100 автошкол, в Татарстане их почти 300, ежегодно они выпускают примерно 22 тыс. курсантов. Сегодня цена обучения в Казани по категории «В» составляет 20-22 тыс. руб. Исходя из этого, можно предположить, что рынок услуг обучения вождению в Татарстане составляет не менее 0,5 млрд руб. Согласно опубликованному на сайте ГИБДД рейтингу автошкол, составленному исходя из количества их курсантов, сдавших в этом году экзамен на водительские права с первой попытки, в регионе лидируют казанские заведения «Автоплюс», «ВИП-авто», «Автоакадемия», «Грант».
Напомним, в рамках реформы образования водителей Министерство образования и науки совместно с УМВД РФ разработали новые требования к учебному процессу, вступившие в силу 12 августа. В частности, увеличился курс обучения (для получающих права категории «B» — с нуля) — со 106 до 134 часов теории и с 50 до 56 часов практики. Более строгими стали требования к качеству учебной площадки для обучения вождению, теперь ее размер должен быть не меньше 0,24 га и она должна быть оборудована учебными перекрестками, пешеходными переходами и светофором.
Дефицит подходящих площадок считается одной из основных проблем для автошкол. На этом фоне в Казани появились предложения площадок в аренду, которые «отвечают всем требованиям ГАИ». Так, расположенный по соседству с управлением ГИБДД Казанский техникум наземного и подземного транспорта объявил о готовности предоставить свой автодром за 5 тыс. руб. с одной машины в месяц (22 дня по 8 часов).
В ГИБДД говорят, что сейчас без соответствующих документов автошколы не могут набирать слушателей. В самих заведениях, куда „Ъ“ дозвонился под видом потенциальных курсантов, сообщили, что приостановили набор, поскольку «не знают цен». Однако в некоторых предложили заключить договор на обучение по старым ценам, сказав, что когда курсы откроются, будет «значительно дороже».
«Не исключено что цены на обучение увеличатся на 20-25%, связано это с тем, что приказ Минобразования предусматривает введение новых предметов и увеличение количества часов обучения — это, разумеется, не удешевляет процесс обучения», — говорит госпожа Ломовцева. В автошколах „Ъ“ предположили, что стоимость обучения может превысить 30 тыс. руб.
Также госпожа Ломовцев признала, что в связи с реформой «выживут» не все учебные заведения: «Еще рано говорить, как изменится рынок обучения автовождению, но легче будет выжить крупным автошколам». «Больше половины автошкол работает на выгоду, на выпуск грамотных водителей мало кто ориентируется. Часто у них из пособий лишь плакаты, один компьютер на всех и неработающий тренажер для вида», — говорит директор автошколы «Лидер» Игорь Кокшагин.