Ненужного много не покупать
Минфин приступает к ограничению государственного потребления
Новые ограничения для государственных закупщиков, разработанные Минфином, могут начать действовать уже при подготовке федерального бюджета на 2016 год. Госорганы при определении собственных потребностей в материальных и информационных ресурсах должны будут обязательно обосновывать потребности числом собственных работающих сотрудников и тем, что уже было закуплено ранее.
Минфин представил новые правила для нормирования госзакупок — вчера правительство одобрило постановление N1047 "Об общих требованиях к определению нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами и муниципальных органов". Напомним, возможность законодательно ограничить объем закупаемых бюджетными учреждениями ресурсов является одним из принципиальных отличий действующей с 2014 года федеральной контрактной системы (ФКС) — ранее существовали только нормативы самих ведомств, что в принципе позволяло им закупать предметы любых свойств и стоимости и не оставляло Минфину формальных оснований отказывать им в бюджетных расходах.
Теперь, как следует из ст. 19 закона 44-ФЗ, закупаемые государством товары или услуги должны "обеспечить государственные и муниципальные нужды", но не могут "иметь избыточные потребительские свойства или являться предметами роскоши". Как следует из текста документа Минфина, министерство предлагает нормировать все затраты госорганов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, информационно-коммуникационные технологии и дополнительное профессиональное образование своих работников. Также будут ограничены, по-видимому, и наиболее крупные из существующих сейчас расходов — расходы на приобретение недвижимости, капитальный ремонт и реконструкцию. Отдельно указано, что нормированию подлежат закупки в сфере национальной безопасности, правоохранительной деятельности и обороны вне рамок государственного оборонного заказа и закупки для государственного материального резерва. Минфин не против нормирования любых других госзакупок, он всего лишь требует наличия в документах ведомств о нормировании пока любого рода прямой связи между численностью сотрудников, их текущей обеспеченностью необходимым на службе — и объемом ассигнований, выделяемых на обеспечение этой службы.
Для определения будущих расходов по этим статьям Минфин предлагает учитывать ее цену (по принципам ст. 22 ФЗ-44 нельзя нормировать госпотребление большее, чем на это выделяется денег), срок использования уже имеющихся средств административного производства (нормы должны как-то учитывать закупки прошлых лет) и наличие уже купленных аналогичных предметов на складе ведомства. Последнее, очевидно, необходимо для того, чтобы госзакупки банально не осуществлялись "впрок" на много лет вперед. Кроме того, необходимо будет соотносить предполагаемый объем закупаемого с количеством работников учреждения — оно, согласно формуле Минфина, определяется как фактическая численность и 10% дополнительно на расширение штата. Напомним, штаты федеральных госорганов, согласно сводкам Росстата, в основном заполнены свыше 90% — таким образом, Минфин предлагает просто не планировать госзакупки для сотрудников ведомств, которые вообще не могут быть наняты без расширения штата.
Минфин в результате введения этих ограничений, видимо, рассчитывает существенно сократить бюджетные расходы на содержание ведомств — иначе сложно объяснить законотворчество ведомства в той сфере, которой в большинстве случаев занимались только ФАС и Минэкономики. Документ вступил в силу только с 2015 года, первые результаты экономии можно будет увидеть только при бюджетном планировании на 2016 год.