Сороконожки

Выбор Юлии Дюран

Так исторически сложилось, что любая мебель имеет определенное количество ножек. Чаще всего их четыре — именно столько, сколько нужно, чтобы добиться наибольшей стабильности прямоугольного предмета (а мебель, как вы могли заметить, чаще всего имеет именно эту форму). Бывают, конечно, и исключения. Например, мелкие нетяжелые предметы могут себе позволить иметь всего три ноги. В случае со столами весьма распространена одна нога, зато толстая и расширяющаяся книзу. Исключения в большую сторону редки. К чему делать лишние ноги? Разве что когда этого требует необходимость. Например, если диван очень велик (четыре сидения и больше), посередине, для распределения веса, можно добавить еще пару ножек. Но все это справедливо по отношению к нормальной мебели. Дизайнерская мебель склонна к причудам, и одна из них — это лишние ноги. Если проводить параллели с животным миром (что вполне правомерно, потому что дизайнеры и сами такие параллели проводят), то нормальную мебель можно сравнить с "нашими четвероногими друзьями", а вот эту, с множеством ножек, с разнообразными членистоногими. Именно у этих неприятных существ дизайнеры позаимствовали количество ножек. Для иллюстрации я выбрала самые нейтральные предметы, не вызывающие прямых ассоциаций, но, если поискать, найдутся и более насекомообразные скамейки и столы.

Самая старая и до сих пор самая оригинальная сороконожка — это стол Org Фабио Новембре. Марка Cappellini представила его в 2001 году. Это тот редкий случай, когда ножки размножены не просто так, а со смыслом. Каждая из них сделана из синтетической веревки и сама по себе не могла бы выдержать вес столешницы, но все вместе они превращаются в силу, сопоставимую с твердым материалом. Зрительно же это выглядит так, словно не ножки держат стол, а наоборот. С веревками можно играть, между ними может ползать ребенок или собака — количество рассчитано так, чтобы стол оставался устойчивым при любых обстоятельствах. Достойный конкурент появился через десять лет. Особенность стола Constellation шведской марки Fulo заключается в том, что у него нет законченного дизайна. В комплект входят столешница с множеством углублений на внутренней стороне и некоторое количество ножек, как их расположить — решает хозяин.

Стоят отдельного упоминания два сидения: стул Kudirka от Contraforma и скамья Centipede от Pirwi. В разных странах и в разное время два разных дизайнера решили сделать качалки без полозьев. Собственно качаться становится не очень удобно, зато появляется возможность зафиксировать положение — у этих сидений с ножками разной длины не одна, а несколько точек опоры. Как предлагает Паулиус Виткаускас, создатель Kudirka: посидел за обедом ровно, потом откинулся со стаканчиком дижестива. Стол Caterpillar Trestle от Covo (увы, недавно снят с производства) тоже, кажется, вот-вот пойдет, но на самом деле это искусный обман зрения.

В большинстве же случаев лишние ноги добавляются для пущей эффектности и не предполагают никакой интерактивности. Обыгрывается это по-разному. В консоли Жан-Луи Денио Hastes проявляется растительная тема: тонкие, пересекающиеся под разными углами палочки похожи на ветки. Консоли русской марки August, напротив, вдохновлены животным миром, а к тому же сделаны из фрагментов старой мебели — отсюда разное количество разных ножек и прочих частей тела. В столике Tralala марки Lorens тоже использовано вторсырье, но не мебель, а балясины от перил. У него нет столешницы, она образуется из верхних частей балясин, так что можно сказать, что здесь лишних ног нет, все нужные. Разные ножки — это вообще распространенное явление (Multileg от BD Barcelona, Multi-Leg от Gunjan Gupta и другие). Но, даже если они одинаковые, как у комода Big Woo от Woodi, достаточно их трогательно растопырить, чтобы простой предмет стал тут же чертовски обаятельным. Собственно, это и есть главное достоинство сороконожек — шутливо-детское обаяние.

Вся лента