Нерусские акции русских нефтесервисов

Мнение

На российском рынке акций исторически сложилась довольно странная ситуация: акции ликвидных нефтесервисных компаний не представлены на российских торговых площадках. Причинами являются сложность и непрозрачность размещения, дополнительные расходы и обязательства. При этом российский инвестор много теряет, так как ведущие игроки зачастую являются лидерами роста в цене. Однако очевидно, что в ближайшее время ситуация вряд ли изменится.

Для инвестора, работающего исключительно на российском рынке акций — а среди клиентов розничных брокеров их большинство, такого сектора, как нефтесервисы, фактически не существует. Дело в том, что на российских биржах отечественные нефтесервисные компании не представлены. Так сложилось, что все торгуемые компании этого сектора обращались только на зарубежных площадках. Акции таких крупных игроков, как Eurasia Drilling Company (EDC), IGSS ("Геотек Холдинг") и HMS Group,— в Лондоне, C.A.T. Oil,— во Франкфурте. Акции недавно проведшей делистинг Integra также торговались в Лондоне.

Таким образом, российский инвестор ограничен акциями на RTS Board, но и эти бумаги крайне малоликвидны: спрэды между ценами спроса и предложения велики. Но главное, они не очень хорошо открыты для инвестора: их сложно купить и еще сложнее продать. В российской экономике есть отрасли с малым числом торгуемых публичных компаний — это, например, медиа или нефтехимия, но, пожалуй, только в нефтесервисном секторе в России не торгуется ни одной ликвидной компании.

Почему так происходит?

Во-первых, исторически в силу отставания в развитии именно инвестиционной и финансовой инфраструктуры размещение акций за рубежом было и проще, и выгоднее для российских компаний. Выгода достигалась как через прозрачность и понятность действий по продаже акций на международных площадках с выстроенной системой услуг инвестиционно-банковских домов, так и через обеспечение доступа к более широким внешним кругам инвесторов. Холдинг, расположенный за пределами России, позволяет также оптимизировать финансовые потоки и юридическую среду компании.

Вторая причина — это специфика бизнеса и корпоративной структуры. Помимо особого кадрового характера и лицензирования некоторых видов деятельности (например, на деятельность по сбору, хранению и обработке сейсмических данных необходимо получить лицензию ФСБ) нефтесервисным компаниям необходимо присутствовать во всех основных добывающих регионах. Из-за этого их бизнес физически очень распылен по территории России и числится на нескольких юридических лицах (иногда юридических лиц могут быть десятки). В результате на бирже обращается холдинг, хотя основные финансовые потоки и налоговые платежи находятся и платятся в России. Опять же холдинг, расположенный за пределами России, представлялся владельцам компании более удобным для выхода на биржу.

Зачем инвестору акции нефтесервисов?

Нефтесервис — интересная отрасль со своими движущими факторам, своими лидерами, особой спецификой. Как и любая сервисная отрасль, очень динамичная, клиентоориентированная. Нефтесервисные компании являются технологическими лидерами отрасли, и о последних трендах в развитии разведки и добычи углеводородов часто можно узнать именно от сервисных компаний. Мультистадийный гидроразрыв пласта, зарезка боковых стволов, сейсмика высокой плотности — эти термины появились в презентациях нефтесервисных компаний гораздо раньше, чем в презентациях нефтяников.

Стоит отметить, что акции EDC и C.A.T. Oil в числе лидеров роста за последние несколько лет, хотя в этом году они отстают от рынка в силу того, что сильно пострадали от обесценения рубля. В этом году и в акциях международных крупных нефтесервисных компаний наблюдался значительный рост. Для этого есть несколько причин. Первая из них — рост капзатрат международных нефтегазовых компаний. Добыча обходится все дороже и становится все технологичнее. И это дополнительная выручка и прибыль нефтесервисных компаний. В следующие два года совокупные капзатраты мировых нефтегазовых мейджоров могут расти на 5-6% каждый год. Вторая причина — рост премиальных высокотехнологичных сервисов. Основное увеличение выручки нефтесервисов происходит сейчас за счет Северной Америки, где оно обусловлено добычей сланцевых углеводородов и работами на глубоководном шельфе.

Это, в свою очередь, привело к росту рентабельности нефтесервисного бизнеса. Крупнейшие международные компании нарастили рентабельность по показателю EBITDA на 2-5 п.п. за последние два-три года. Так, рентабельность по EBITDA Schlumberger вырастет с 25-26% в 2011-2012 годах до 28% в 2014 году и до 29% в 2015-м; у Halliburton — с 20-21% в 2010-2012 годах до 23% в 2014-м и 25% в 2015-м; у Baker & Hughes — с 16-17% в 2010-2012 годах до 20-21% в 2014-2015-м; у Weatherford — с 16-18% в 2010-2012 годах до 21-23% в 2014-2015 годах.

И третьей причиной является генерация хороших свободных денежных потоков и использование их для дивидендов и выкупа акций. Все крупные нефтесервисные компании генерируют значительный свободный денежный поток, платят дивиденды, а у Schlumberger и Halliburton действуют актуальные программы выкупа собственных акций с рынка.

Зачем нефтесервисам листинг в России?

Это более сложный вопрос. Акции основных нефтесервисных компаний имеют неплохую ликвидность и базу инвесторов за рубежом, двойной листинг затратен. Например, EDC и C.A.T. Oil сейчас не предоставляют консолидированную отчетность на русском языке, но в случае листинга в Москве это им делать придется. Деофшоризация, объявленная российским правительством, также напрямую к нефтесервисам неприменима: они зарегистрированы в странах, которые к списку офшорных пока не относятся. Конечно, после объявления санкций российским властям было бы приятно, если крупнейшие российские компании имели полностью российскую прописку.

До этого года у российских компаний мог быть серьезный довод получить листинг в Москве: крупнейшая международная индексная компания MSCI не включала в свои индексы российские нефтесервисы (главный кандидат EDC) в том числе и из-за отсутствия локального листинга. Однако в сентябре индексный провайдер объявил о том, что рассматривает возможность включать такие компании в индексы. Индексы MSCI носят прикладной характер — существуют достаточно крупные фонды, покупающие акции соответственно весам акций компаний в индексе, так что включение в индекс может привести в акции большое количество инвесторов.

По ликвидности и объемам торги в Москве сопоставимы с торгами в Лондоне, где торгуются в основном депозитарные расписки российских компаний. Причем у всех компаний, у которых есть и расписки, и локальные акции, объем торгов расписками гораздо выше. Да и база инвесторов за рубежом гораздо шире, чем в Москве.

Не стоит забывать, что основные финансовые потоки у нефтесервисных компаний рублевые. И EDC, и C.A.T. Oil при этом отчитываются в иностранной валюте — в долларах и евро соответственно. Таким образом, обесценение рубля пропорционально сказывается на показателях выручки и прибыли этих компаний, что и являлось одной из главных причин снижения акций этих компаний в 2014 году. Стоит отметить, что IGSS с отчета за первое полугодие 2014 года перешла на рубли как на валюту отчетности — это логично, поскольку валютная отчетность добавляла волатильность финансовым результатам компании, хотя, безусловно, переход на рубли сами результаты работы компании не улучшает.

Получается, что объективных причин переходить на московский листинг у крупнейших нефтесервисов пока нет. Но процесс могут начать небольшие фирмы. В сентябре о рассмотрении вопроса о переходе на листинг на Московской бирже объявила та же IGSS. В случае с этой компанией смысл такого маневра есть: акции в Лондоне малоликвидны, компания небольшая (капитализация чуть больше $200 млн), и поддержание листинга в Лондоне обходится дорого. Однако этот процесс тоже небыстрый, поэтому шанс увидеть акции компании на Московской бирже у нас, скорее всего, появится не раньше 2015 года. А пока российскому инвестору приходится искать пути, чтобы покупать акции за рубежом. Или не обращать внимания на достаточно интересный и динамичный сектор экономики.

Александр Назаров, директор департамента анализа рыночной конъюнктуры Газпромбанка

Вся лента