Компания МРТС расширяет логистическую базу для арктических проектов

Порты

Грузоперевозки по Северному морскому пути увеличились с 1,36 млн тонн в 2013 году до приблизительно 5 млн тонн в 2014 году. Стратегия развития Арктики прогнозирует рост трафика до 35 млн тонн ежегодно. Для обслуживания деятельности в этом регионе требуется инфраструктура. Компания МРТС открыла в Архангельске логистическую базу мощностью до 0,5 млн тонн генеральных грузов в год, которую планирует расширить до сортировочного узла по снабжению арктических проектов.

Фото: «МРТС»

Выбор пал на Архангельск

Компания "Межрегионтрубопроводстрой" (МРТС) — одна из крупнейших на рынке арктической логистики — строит "под ключ" нефтяную и газовую транспортную инфраструктуру, логистические объекты и выполняет подводно-технические работы в районах Крайнего Севера и других районах с экстремальными климатическими и метеорологическими условиями. В июле правительство РФ определило МРТС исполнителем работ по строительству основных объектов морского порта Сабетта.

Для строительства порта в Арктике компании МРТС необходима была логистическая база, позволяющая принимать и отправлять грузы как морским путем, так и наземным транспортом. Компания выбирала между несколькими вариантами и остановилась на Архангельске. "Мы также рассматривали Мурманск, но сочли, что Архангельск предпочтительнее в связи с развитостью железнодорожной и автодорожной инфраструктуры,— говорит Никита Ананьин, генеральный директор ООО "МРТС-Терминал".— В Архангельском морском порту отсутствуют режимные объекты, порт специализируется на генеральных грузах, тогда как Мурманск ориентирован на навальные грузы, такие как руда и уголь, экспортируемые в Европу".

В 2012 году началось строительство базы "Левый берег", а с конца 2013 года многофункциональный логистический комплекс начал принимать грузы. База, состоящая из портовой и производственной зон, занимает 47 га. "Левый берег" имеет выходы на федеральную трассу М8 Москва--Архангельск (Санкт-Петербург--Архангельск), а также к связанным с автомагистралью 3 железнодорожным веткам и 11 тупикам.

Основными операторами базы выступают компании холдинга МРТС "МРТС-Терминал" и "МРТС-Комплектация". Инвестиции МРТС в создание комплекса составили 1,5 млрд. руб. На эти средства были приобретены права на использование территории портового комплекса, а также восстановлена общепортовая структура, в составе которой портовые краны большой грузоподъемности, трубовозы, складские помещения, подъездные железнодорожные пути, оборудование для лаборатории неразрушающего контроля.

На базе осуществляются все логистические операции, необходимые для обслуживания арктических проектов: приемка грузов, их обработка и хранение в теплых и холодных складских помещениях и на открытых площадках, отгрузка на суда, доставка до порта Сабетта и выдача заказчику. Кроме того, база переваливает металлоконструкции, а также лес и пиломатериалы и готова к перевалке железобетонных изделий.

В производственной зоне базы изготавливается трубошпунт, сложные сварные металлоконструкции и проводятся операции по антикоррозийной обработке. Производственный участок базы готов принимать заказы по гибке, резке металла, сборке крупноблочных конструкций из металлопрофиля. На базе работают 400 человек, после расширения комплекса количество персонала может увеличиться до 1 тыс. человек.

Школа сварщиков

В связи с тем что одна из самых сложных работ при изготовлении сварных металлоконструкций — это сварка, МРТС приняла решение открыть на базе "Левого берега" школу сварщиков, обучающую автоматической и полуавтоматической сварке труб большого диаметра (до 1420 мм) для укладки подводных трубопроводов. В настоящее время в школе преподают пять испанских инструкторов. Недавно состоялся первый выпуск. Прошедшие курс обучения сварщики приняты на работу в компанию МРТС. Школа готовится к международному лицензированию по стандартам ISO 9001, 14001, 18001, которое позволит выпускать специалистов по сварке трубопроводов с международными сертификатами.

Всю продукцию можно проверить в лаборатории неразрушающего контроля, которая проводит ультразвуковую дефектоскопию качества выполнения сварных швов на разрыв, изгиб, прочность и ударную вязкость. Лаборатория аттестована на проведение радиационной, магнитной, проникающей (капиллярной) и электрической дефектоскопии сварных металлоконструкций, магистральных трубопроводов, бетонных, железобетонных и других конструкций.

Расширение базы продолжается за счет строительства новых грузовых площадок и адаптации существующих объектов под работу современного портового крана Liebherr LHM 550 для перевалки контейнеров, генеральных, навалочно-насыпных и тяжеловесных грузов на суда класса post-panamax. В ближайшее время начнется строительство ледозащитного сооружения, предназначенного для отстоя флота во время ледохода, реконструкция здания вокзала и прилегающей парковой зоны. Также совместно с крупными архангельскими предприятиями запланирован капитальный ремонт автодороги вдоль базы по улице Дрейера.

Расширение развития "Левого берега"

Обслуживание корпоративных нужд компании МРТС — это первый этап развития логистического комплекса. Инициаторы создания базы прогнозируют приток внешних клиентов в результате роста активности на Северном морском пути и дефицита инфраструктурных мощностей.

В перспективе "Левый берег" превратится в крупный сортировочный узел, через который будут вестись поставки необходимых материалов и оборудования в Арктику, в частности для проектов Сабетта, Новопортовое, Байдарацкая губа, Сахалин-3, а также обслуживание других направлений перевозки грузов.

Сейчас МРТС ищет партнеров для финансирования углубления дна на подходных путях к базе, чтобы увеличить допустимую осадку судов с 7,5 до 9,2 м. Дноуглубление позволит увеличить водоизмещение судов, которые могут заходить на базу, с 10 тыс. тонн до 20 тыс. тонн. Обсуждение ведется с лесоперерабатывающими и машиностроительными предприятиями Архангельской области, владельцами тралового флота и туристических круизных судов. Еще одно из возможных направлений развития "Левого берега" — судостроение малотоннажного флота длиной корпуса до 100 м, в том числе для обновления флота МРТС.

Александр Кимонович

Вся лента