Железный шелковый путь
Высокоскоростная магистраль Москва—Казань—Пекин будет стоить не менее $230 млрд
По подсчетам китайских экспертов, стоимость строительства железнодорожного высокоскоростного транспортного коридора Москва — Пекин, соглашение о котором было подписано 13 октября в ходе визита в Москву премьера Госсовета КНР Ли Кэцяна, составит не менее $230 млрд. В случае реализации проекта скорость путешествия между столицами сократится с шести до двух дней. Предполагается, что этот проект включит в себя ВСМ Москва — Казань. Однако эксперты не исключают, что этот участок будет построен без китайского участия.
Стоимость строительства транспортного коридора Москва — Пекин длиной 7 тыс. км, о котором на неделе в общих чертах договорились Россия и Китай, начинается с $230 млрд. Об этом сообщила газета «Цзинхуа шибао» со ссылкой на экспертные оценки. Не менее $230 млрд стоимость составит в том случае, если исполняться проект будет по китайским технологиям, отмечает издание, в противном случае стартовая цена — $350 млрд. Если в мире себестоимость высокоскоростного железнодорожного строительства составляет $50 млн за 1 км, то в Китае, который строит по своей более дешевой технологии, — $33 млн за 1 км. Впрочем, это не включает в себя дополнительных затрат, связанных с прокладкой части трассы в субарктической климатической зоне.
13 октября в рамках визита премьера Госсовета КНР Ли Кэцяна в Москву Минтранс и ОАО РЖД подписали соглашение о сотрудничестве в области высокоскоростного железнодорожного сообщения с Национальным комитетом по развитию и реформам КНР и «Китайскими железными дорогами». Как сообщил Минтранс, документ подписан для разработки проекта евразийского высокоскоростного транспортного коридора.
Предполагается, что магистраль Москва — Пекин протяженностью 7800 км пройдет через территорию трех государств — России, Казахстана и Китая. На территории России новый коридор свяжет центр, Поволжье и Урал, затем трасса выйдет на Казахстан. Третий отрезок пути пройдет через Урумчи на Пекин из западной части территории Китая в северную.
Проект включит в себя ВСМ Москва — Казань, которая в перспективе и будет продлеваться до Пекина. Как сообщалось ранее, КНР может принять участие в проекте в рамках государственно-частного партнерства и в долевом финансировании, а также будет предлагать поставку технологий и локализацию в РФ производства подвижного состава и запасных частей. По словам главы ОАО РЖД Владимира Якунина, проектирование магистрали Москва — Казань (с перспективой ее продолжения до Екатеринбурга) может начаться уже в нынешнем году, «если государства договорятся о предоставлении инвестиций на условиях госгарантий».
Напомним, ВСМ Москва — Казань протяженностью почти 800 км должна пройти через Владимир, Нижний Новгород и Чебоксары, сократив время поездки из Москвы в столицу Татарстана с 11,5 до 3,5 часов. Ее строительство год назад поддержал президент страны Владимир Путин. Сообщалось, что проект может быть реализован к 2018 году. Изначально предполагалось, что стоимость трассы составит 930 млрд руб., из которых 70% поступят от государства (40% — бюджет, 30% — Фонд национального благосостояния). Однако в дальнейшем предположительная цена строительства и возможные источники финансирования неоднократно корректировались.
Как заявил «Цзинхуа шибао» академик Ван Мэншу из Академии гражданского проектирования КНР, при успешной реализации проекта продолжительность путешествия между Пекином и Москвой сократится с сегодняшних шести до двух дней или около того. Господин Ван объяснил, что при реализации трансграничных высокоскоростных проектов Китай придерживается определенного принципа. Страна готова предоставлять финансирование, технологии и оборудование, получая по завершении строительства возможность использовать построенную инфраструктуру для собственных транспортных нужд. Параллельно КНР договаривается со страной-партнером об использовании этой инфраструктуры для поставки из нее сырьевых ресурсов, чтобы тем самым обеспечить своей стране долгосрочную гарантию поставок сырья.
Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов считает, что «вряд ли стоит ожидать каких-то кардинальных изменений» из-за того, что Китай примет участие в реализации проекта ВСМ Москва — Казань, поскольку страны «пока подписали не полноценное соглашение, а лишь общий меморандум о сотрудничестве». Он не исключает, что реализация проекта вообще может обойтись без китайского участия или «оно будет минимального размера», а полномасштабное сотрудничество начнется на этапе строительства ВСМ на участке Казань — Екатеринбург и далее до Пекина. Господин Баранов утверждает, что магистраль строилась бы Россией в любом случае «даже если бы Китай не появился в проекте». «Пока нет ясности, как и на чем здесь может заработать Китай. Вряд ли Россия согласится на то, чтобы Китай получал плату за проезд и эксплуатировал ВСМ на нашей территории. Это значит, речь может идти о привлечении финансирования из Поднебесной с последующим возвратом этих средств, но непонятно, согласится ли Китай на это», — заключил эксперт.