Не ударить в грязь фасадом
Девелоперы уже не первый год бьются над тем, чтобы их здания выделялись из общей массы. Самый простой способ сделать объект запоминающимся — оригинально оформить фасад.
С появлением коммерческого домостроения застройщики начали возводить дома по индивидуальным проектам, добавляя в архитектуру здания различные элементы декора: кованые решетки балконов, колонны, лепнину, витражное остекление, используя при отделке фасада разные цветовые решения. Почти каждый проект, который появлялся на рынке, обладал какими-то элементами фасадного декора, но отсутствовали неординарные, может быть, даже эпатажные решения. В последние годы в условиях обострения конкуренции появилась необходимость яркого выделения жилого комплекса среди похожих проектов, что несколько увеличивает количество интересантов, а, соответственно, и темпы продаж.
"Последним трендом стали разноцветные контрастные оттенки фасадов, что на фоне пасмурного серого неба Санкт-Петербурга смотрится очень празднично и оригинально. ГК "Унисто Петросталь", основываясь на тематике жилого комплекса "Тридевяткино царство", выложила на фасадах жилых домов образы русского фольклора кирпичом разных оттенков. В целом можно отметить, что доля объектов, в которых используются нестандартные решения при отделке фасадов, пока минимальна — не более пяти процентов, но ожидаем ее увеличения до 10-15 процентов в течение следующих пяти лет", — говорит Арсений Васильев, генеральный директор ГК "Унисто Петросталь".
Петр Буслов, руководитель аналитического центра ООО "Главстрой-СПб", в своих прогнозах идет еще дальше: "Через три-пять лет в Петербурге без оригинальных фасадов будут представлены новостройки только в суперэкономклассе".
Впрочем, пока далеко не всегда заявленные планы соответствуют реальности. Всеволод Глазунов, руководитель маркетинговой лаборатории компании Legenda, говорит: "Потребитель любит все яркое и необычное. И, конечно же, дома, выделяющиеся на фоне серой массы, вызывают у него особый интерес. Однако помимо яркой картинки, которую показывают покупателю квартиры на этапе заключения договора, важно фактическое исполнение, которое не портило бы изначальную архитектурную идею и не оставляло у новосела ощущение, что его "опять обманули". Проблема большинства проектных организаций Петербурга в том, что они с удовольствием создают проекты с интересными и необычными фасадами, не особо задумываясь, как это воплощать в жизнь и сколько это будет стоить. И очень немногие застройщики дотягивают изначально красивый проект до конца без потери в уровне исполнения — опять же по причине высокой стоимости качественных решений. Интересная архитектура и качественный фасад — безусловно, элементы, эффективно формирующие добавочную стоимость квадратного метра. Именно поэтому интересных фасадов становится больше — правда, пока только на картинках. В условиях ценовой конкуренции застройщикам очень хочется выделяться, но получается разве что простыми и дешевыми средствами, которые в итоге не являются ни качественными, ни долговечными".
"Всем давно надоели серые и однообразные дома. Даже просто за счет современной и качественной раскраски можно поднять узнаваемость, а значит, и продажи своего проекта. Если подобная раскраска продумана, проработана с архитекторами и дизайнерами, то это уже не просто современный фасад, а часть комфортной среды обитания. На цены это не влияет, зато увеличивает лояльность покупателя, который в серые будни поднимает себе настроение только за счет того, что живет в красивом доме. А это много значит", — говорит директор "IQ Гатчина" Виктор Лебедев.
Роман Мирошников, исполнительный директор ЗАО "Ойкумена", добавляет: "Нужно понимать, что оригинальный фасад должен быть не просто броским и запоминающимся, но и функциональным. Оригинальный дизайн оправдан, если он не только привлекает к себе внимание, но и создает дополнительный визуальный комфорт для тех, кто будет жить в этом доме и видеть этот дом каждый день. Такой подход мы используем в новом ЖК "Граффити", где необычные фасады будут зонировать жилой комплекс, так что в нем будет проще ориентироваться".
Екатерина Фонарева, коммерческий директор корпорации "Баркли", предостерегает: "В погоне за необычными фасадами очень важно не навредить внутреннему пространству квартир. В последнее время наиболее важным для покупателя является именно планировка и функциональность квартир. Переплачивать за лишние и никому не нужные метры никто не будет. А ведь причудливый фасад с замысловатой геометрической формой и сложная система несущих конструкций не позволяют распланировать внутреннее пространство здания таким образом, чтобы оно было удобным для жизни".
Начальник отдела маркетинга продукта компании "ЮИТ Санкт-Петербург" Мария Кукса добавляет еще один аргумент в пользу оригинальных фасадов: "Каждый застройщик старается сделать фасад дома узнаваемым, поэтому ищет свою "изюминку" и повторяет ее от объекта к объекту. В этом случае при взгляде на тот или иной дом вне зависимости от его месторасположения, любому человеку становится ясно, какая компания его построила".
Последние несколько лет популярность приобрело панорамное остекление. Застройщики прибегают к этому решению, чтобы наиболее выгодно раскрыть видовые характеристики объекта. "Конечно, лучше сделать остекление от пола до потолка, но тогда дом будет похож на стеклянную безликую коробку. С одной стороны, человек хочет жить в красивом доме, с другой — внутри квартиры ему нужно максимальное пространство и виды. Сочетать эти две потребности непросто, но возможно за счет таланта архитектора обыграть и то, и другое в проекте", — говорит Игорь Оноков, генеральный директор девелоперской компании "Леонтьевский мыс". В этом проекте дизайн фасадов разработал архитектор Филипп Старк. "Идея Филиппа Старка заключается в том, чтобы комплекс не выглядел слишком массивно, а это можно сделать только за счет крупных декоративных элементов. Всего для отделки будет использовано около 5,5 тыс. керамических широкоформатных плит размером 3х1,5 м. Мы искали подходящие материалы около полугода. В итоге пришлось заказывать у итальянской компании Fiandre, поскольку в России нет ни одного производителя плит таких размеров. На фасадные работы направлено около 10 процентов от общих инвестиций в сам проект — 450 млн рублей. Для сравнения: в среднем на рынке на фасадные работы жилых комплексов уходит 5-7 процентов всех инвестиций в строительство объекта", — рассказал господин Оноков.
"Фасады наших smart-домов в разы дороже традиционных решений, применяемых сегодня в городе. Мы хотели, чтобы они были не только такими же красивыми, как на картинке, но и долговечными и удобными в эксплуатации. Важным фактором архитектурной концепции были крупноформатные элементы фасада различных сочных цветов. Всем этим требованиям отвечал керамогранит итальянской фабрики Laminam. Этот производитель специализируется на "крашенных в массе" плитах, что обеспечивает долговечность их цвета. Крупноформатные кассеты с заполнением керамогранитными плитами достигают размера 1х2 м и крепятся к стене дома с помощью надежной алюминиевой подсистемы. На сегодня наша компания первая в городе применила такой фасад в жилищном строительстве", — рассказал господин Глазунов.
Дмитрий Плавник, генеральный директор "ПСП Групп", отмечает: "Общая стоимость устройства фасадов в зависимости от выбранного решения (штукатурные, каменные, витражные) колеблется в пределах 5-10 процентов от общей стоимости строительно-монтажных работ (я не беру во внимание фасады с облицовкой гранитом и лепниной). Введение дополнительных элементов декора (накладки из пенополистирола или за счет декоративной кладки) увеличивает стоимость фасадных работ на 10-20 процентов, то есть 1-2 процента от общей стоимости строительства".
Петр Буслов считает, что оригинальный фасад в комплексе с другими характеристиками жилого комплекса, обеспечивающими его дополнительную привлекательность для покупателей, может прибавить к цене продаж 5-8%. В категории элитной недвижимости необычное оформление фасада может увеличить стоимость квадратного метра до 10%. "Дело в том, что покупатель элитных квартир более требователен к архитектуре объекта, различным его элементам и наполнению. Поэтому фасадные решения — это один из основных критериев при выборе квартиры в элитном доме, — поясняет господин Буслов. — Например, в ЖК "Юнтолово" после оформления первых фасадов домов в скандинавском стиле объем продаж "Главстрой-СПб" по данному проекту вырос на 9,5 процента".