Президентский размах
Юлия Кернер об обновленном гранд-отеле "Европа" в Санкт-Петербурге
В этом году сразу несколько европейских гранд-отелей завершили реконструкцию старых номеров и обзавелись новыми апартаментами и ресторанами. В сентябре в Париже вовсю обсуждали синюю драпировку на потолке бара и другие перемены в наконец-то распахнувшей после перестройки двери Plaza Athenee, однако на фоне одновременно открывшейся и продемонстрировавшей уже совершенно заоблачный уровень архитектурных решений "Пенинсулы" обновленные интерьеры "Плазы" не произвели ожидаемого фурора. А в середине осени заинтересованная общественность переключила свое внимание на петербургский гранд-отель "Европа", накануне собственного 140-летия решившийся на радикальное обновление: еще летом здесь открылся ресторан "Азия", дизайн которого разработало японское бюро Super Potato, а в октябре американская компания Адама Тихани завершила перестройку девятнадцати номеров южного крыла: на их месте архитекторы создали всего шесть апартаментов, пять из которых выполнены в стиле русского авангарда, востребованного и известного на Западе, а потому узнаваемого для большинства иностранных гостей.
Для гранд-отеля "Европа" этот проект необычайно важен не из-за дополнительных квадратных метров, а по причине, имеющей лишь опосредованное отношение к бизнесу как таковому. Владельцы по мере сил стараются сохранить дух Петербурга конца XIX — первой половины XX века. В определенном смысле всем, кто родился в других городах России, повезло: в отличие от самих петербуржцев, которым в родном городе гостиница не нужна, мы имеем возможность время от времени останавливаться в этих стенах. Здание было построено в 1820-30 годах при участии архитектора Росси, в 1875 оно было реконструировано — здесь открылся отель "Европа"; в послереволюционные годы в нем располагался приют для бездомных детей, а во время блокады — госпиталь. В разные годы здесь останавливались Петр Чайковский и Бернард Шоу, Анна Павлова и Иван Тургенев, Пласидо Доминго и Мстислав Ростропович, а также множество аристократов и государственных деятелей из разных стран мира. Десять апартаментов, ни в малейшей степени не напоминающих обезличенные гостиничные номера, носят имена, значимые для русской и мировой культуры (самые красивые из них "Достоевский", "Паваротти", "Фаберже", "Стравинский" и "Лидваль"). И вот теперь к ним присоединили "президентское" крыло, главное место в котором отведено собственно президентским апартаментам, а остальные пять люксов, почти не уступающих им ни по размеру, ни по тщательности отделки, в полном соответствии с традицией отеля — именные. Они названы в честь выдающихся авангардистов — Кандинского, Родченко, Лисицкого, Архипенко и Малевича. Творчество каждого из них отражено в дизайне соответствующих комнат. В номере "Малевич" использованы характерные для основоположника супрематизма комбинации разноцветных плоскостей и геометрических форм: квадрата, круга и прямоугольника. В апартаментах, названных в честь художника и скульптора Александра Архипенко, мебель почти не имеет прямых углов — столы, стулья, ковры и диванные подушки насыщают пространство волнистыми линиями. Дизайнеры придумали очень теплый, перетекающий из одной плоскости в другую интерьер, вдохновившись изобретенной Архипенко новой формой творчества — "архипентурой", которую сам художник называл "соединением живописи с временем и пространством" с целью "выполнения на плоскости реального движения, а также трансформаций линий, форм, красок, различных перемещений и изменений предметов".
Президентские апартаменты занимают несколько комнат: помимо двух спален здесь имеются рабочий кабинет с библиотекой, гостиная, столовая с кухней и даже бар, где, по-видимому, предполагается устраивать вечеринки с диск-жокеями или классической музыкой, исполняемой на антикварном "Шредере". Отдельные помещения предусмотрены и для прислуги — или свиты, в зависимости от статуса гостя, которого, скорее всего, удовлетворит любой из шести новых номеров: подобных не может предложить никакой другой отель Санкт-Петербурга.