Европе предложили сделать ставку
На то, что Украина расплатится за газ
России после полугода переговоров с Украиной и ЕС по газовому вопросу удалось приблизиться к желаемому результату — убедить европейских лидеров заплатить за Киев хотя бы часть его газовых долгов. После переговоров в пятницу Владимир Путин заявил, что согласованы все пункты компромиссного решения по газу, кроме источников финансирования предоплаты на $1,6 млрд. Он дал понять, что задача найти эти средства лежит на ЕС. Но официальной реакции европейцев пока нет, а украинская позиция неясна: президент Петр Порошенко подтвердил принципиальную договоренность, а глава Минэнерго Юрий Продан — опроверг.
Владимир Путин в пятницу сообщил, что Россия и Украина согласовали все параметры договоренности о возобновлении поставок газа в зимний период. Заявление последовало по итогам его переговоров с участием канцлера Германии Ангелы Меркель, президента Франции Франсуа Олланда и президента Украины Петра Порошенко. По словам господина Путина, единственный несогласованный вопрос — финансирование кассового разрыва "Нафтогаза Украины": "Газпром" готов поставлять газ только по предоплате. "Наши европейские партнеры должны Украине подставить плечо и помочь, европейцы тоже должны хоть чем-то рискнуть",— пояснил он, добавив, что речь может идти о бридж-кредите или гарантиях первоклассного европейского банка. Киев оценивал минимальный объем газа РФ для прохождения зимы в 4 млрд кубометров, предоплата составит не менее $1,54 млрд.
Остальные параметры временного решения остались прежними: как писал "Ъ", на период до 1 апреля 2015 года для Украины устанавливается цена на газ в $385 за тысячу кубометров, Киев обязуется до конца года погасить $3,1 млрд долга, перечислив первый транш на $1,45 млрд до начала новых поставок. РФ соглашается задним числом пересчитать плату за поставки в апреле--июне по цене $385 за тысячу кубометров и не требует остальные $1,5 млрд долга до решения Стокгольмского арбитража.
Европейские лидеры воздержались от содержательных комментариев переговоров. Как пояснил "Ъ" источник, знакомый с ситуацией, Ангела Меркель и Франсуа Олланд не гарантировали, что Украина получит деньги на газ, а лишь пообещали рассмотреть вопрос. "Они будут думать до переговоров в Брюсселе 21 октября (трехсторонние переговоры России, Украины и ЕС.— "Ъ")",— сказал он. Петр Порошенко также выглядел не слишком довольным, заявив после их окончания о "сдержанном прогрессе" и об "отсутствии практических результатов". Но в субботу в интервью украинским телеканалам он подтвердил основные параметры договоренности, уже озвученные официальными лицами РФ, в том числе цену поставок в $385 за тысячу кубометров. По его словам, нужно решить вопрос с дефицитом средств "Нафтогаза" и "есть несколько разных вариантов, начиная от средств МВФ и завершая средствами международных финансовых организаций".
В то же время глава украинского Минэнерго Юрий Продан, который ведет газовые переговоры от лица правительства, отказался подтвердить какие-либо договоренности. Его встреча с главой Минэнерго РФ Александром Новаком по итогам переговоров президентов, по данным "Ъ", завершилась безрезультатно. В субботу господин Продан заявил агентству "Интерфакс-Украина", что сторона РФ на переговорах "практически полностью отказалась от основных предложений базового протокола, разработанного Еврокомиссией". По его словам, Москва отказалась зафиксировать объем газа, который она обязуется поставить, и настаивает на том, что цена в $385 за тысячу кубометров должна образовываться путем скидки к базовой цене контракта, а не путем изменения формулы цены. Собеседник "Ъ" с российской стороны пояснил, что "Газпром" не может дать обязательства поставить конкретные объемы: "Сколько Украина перечислит по предоплате, столько и будет поставлено". Изменять формулу цены "Газпром" не хочет, так как это повысит для него риски пересмотра контракта в Стокгольмском арбитраже.
Пока газовые договоренности с Украиной не зафиксированы на бумаге, говорить о решении проблемы нельзя, считает заместитель главы ФНЭБ Алексей Гривач. Он обращает внимание на то, что практическое заключение газовых договоренностей — прерогатива правительства Украины, которое подписывает директивы для "Нафтогаза". Но премьер Украины Арсений Яценюк и Юрий Продан занимают гораздо более непримиримую позицию, чем Петр Порошенко, что, по мнению Алексея Гривача, связано с внутриполитической борьбой на Украине в свете назначенных на 26 октября парламентских выборов.