"Турецкие пограничники без бинокля могут разглядеть строителей нового халифата"

На Генеральной ассамблее ООН в Нью-Йорке выбраны пять непостоянных членов Совета безопасности организации: Венесуэла, Ангола, Малайзия, Новая Зеландия и Испания. Турция, несмотря на колоссальные лоббистские усилия ее дипломатического корпуса, в состав Совбеза не вошла. Политический обозреватель "Коммерсантъ FM" Юрий Мацарский считает, что Анкару таким образом наказали за то, что Турция до сих пор не присоединилась к международной коалиции, воюющей с так называемым "Исламским государством".

Фото: Lefteris Pitarakis, AP

Номинально Турция остается этаким форпостом Запада в Малой Азии, являясь членом НАТО и все еще ведя консультации о вхождении в Евросоюз. Но умеренно-исламистский режим Эрдогана проводит все более самостоятельную политику, часто идущую вразрез с интересами западных партнеров. И тут показателен пример с борьбой против "Исламского государства", интернациональной радикальной группировки, удерживающей под своим контролем огромные территории Сирии и Ирака.

США и Великобритания уже объявили "Исламское государство" врагом номер один, сколотили коалицию, в которую вошли также европейские и ближневосточные государства, и с переменным успехом наносят ракетно-бомбовые удары по позициям исламистов. Турецкие пограничники без бинокля могут разглядеть строителей нового халифата, но присоединяться к коалиции их противников не торопятся, что нервирует и Вашингтон, и Лондон. Более того, антиисламистские манифестации курдов — единственную силу, хоть как-то сдерживающую продвижение радикалов — турецкая полиция разгоняет. И довольно жестко. Естественно, западные партнеры недовольны поведением Анкары. И именно поэтому, считает доцент факультета международных отношений Санкт-Петербургского госуниверситета Александр Сотниченко, Вашингтон приложил все усилия для того, чтобы нивелировать турецкое лобби в ООН и оставить турок без места в Совбезе.

"Им желательно, чтобы в Совете безопасности находились какие-нибудь такие государства, которые будут четко выполнять волю заказчика, то есть Соединенных Штатов и их союзников. Турция в последние 10 лет повела очень независимую политику. Непонятно, что от нее ожидать в ближайшее время", — считает Сотниченко.

Строптивый партнер Запада в Совбез не попал, а вот открытый противник — Венесуэла — получил две трети голосов участников Генассамблеи ООН и в ближайшие два года войдет в некогда элитный клуб государств. Некогда, потому что в последнее время престиж Организации Объединенных Наций неуклонно падает. И в этой ситуации, считает эксперт по Латинской Америке Михаил Белят, наличие или отсутствие в Совбезе активно противопоставляющей себя капиталистическому западу Венесуэлы, не так уж и важно для происходящего в мире.

"Роль влияния ООН как организации и Совета безопасности ООН, в частности, как одного из институтов ООН в мире сейчас не столь высока, чтобы очень серьезно и конкретно влиять на политическую обстановку. То, что Венесуэла вошла в состав непостоянных членов, это тоже фактор, скорее, престижа, чем реального влияния на международной арене, потому что непостоянные члены ООН имеют право голоса, но они не имеют права вето. Поэтому их позиция в данном случае ослаблена по сравнению с постоянными членами ООН", — рассказывает Белят.

Согласно уставу ООН, на Совете безопасности лежит ответственность за международный мир и безопасность. Но на деле Совбез далеко не всегда справляется с возложенными на него обязанностями. Вокруг действий — или чаще бездействий — организации ежегодно вспыхивают скандалы. Совбез обвиняли в бездействии во время геноцида в Руанде и Судане, в игнорировании проблем с правами человека в Сомали и Мьянме. В прошлом году избранная в Совет безопасности в качестве непостоянного члена Саудовская Аравия даже отказалась от своего места в знак протеста против неспособности постоянных членов решить сирийскую проблему. Похоже, что реформа Совбеза, о которой в ООН говорят уже давно, действительно назрела. Но пока для этого не хватает то ли политической воли постоянных членов, то ли понимания того, как именно следует реформировать ответственную за мир во всем мире организацию.

Вся лента