S&P присвоило Хабаровскому аэропорту «негативный» рейтинг из-за затратной инвестпрограммы и финансовой непрозрачности
Служба кредитных рейтингов Standard & Poor’s пересмотрела прогноз по рейтингам российского ОАО «Хабаровский аэропорт» со «Стабильного» на «Негативный» и подтвердила долгосрочный корпоративный кредитный рейтинг компании на уровне «В+». По данным агентства, в текущем году темпы роста пассажиропотока Хабаровском аэропорту существенно снизились к прошлогоднему уровню, в том числе за счет сокращения крупными российскими авиакомпаниями объемов перевозок на дальневосточном направлении в пользу других внутренних маршрутов. Кроме того, ОАО «Авиакомпания «Аврора» — один из базовых перевозчиков Хабаровского аэропорта, в 2014 году испытывала проблемы с поставкой воздушных судов, что также обусловило сокращение пассажиропотока. В связи с общеэкономической ситуацией в России Standard & Poor’s представило скорректированный прогноз роста объемов пассажиропотока на 2014-2016 годы, он составит от 0% до 3% в год. S&P также отмечает снижение операционной прибыли по итогам первых девяти месяцев 2014 года.
Согласно базовому сценарию, рентабельность по EBITDA в 2014-2016 годах составит 20-23%, «что отражает повышение затрат на выполнение необходимых подготовительных работ до начала инвестиционной программы». Standard & Poor’s по-прежнему оценивает профиль бизнес-рисков ОАО «Хабаровский аэропорт» как «приемлемый». Основные риски связаны с внутренними перевозками, на долю которых приходится более 80% общего объема пассажиропотока. По мнению S&P, характеристики кредитоспособности ОАО «Хабаровский аэропорт», скорее всего, окажутся под давлением в ближайшие 12 месяцев, если компания примет решение выполнить в полном объеме масштабную программу капитальных расходов в неблагоприятных на данный момент операционных условиях. Если эта программа, объем которой составит почти 1,9 млрд руб. (37 млн евро) в 2015 году, будет профинансирована за счет новых долговых обязательств, это может привести к снижению скорректированного S&P отношения «денежный поток от операционной деятельности до изменений оборотного капитала (funds from operations — FFO) / долг» с прогнозируемых 20-30% по итогам года до уровня ниже 12% в 2015 году. Этот уровень соответствует долгосрочному корпоративному кредитному рейтингу более низкого уровня «В», сообщили в S&P.
Отношение FFO к долгу может опуститься ниже 12% в 2015 году после начала выполнения инвестпрограммы, если объем пассажирских перевозок не увеличится, а повышение тарифов не сможет возместить снижение убытков отрасли авиаперевозок., уточнили в агентстве. По данным S&P, ОАО «Хабаровский аэропорт» подал в Федеральную службу по тарифам (ФСТ) России заявку о существенном повышении тарифов на авиаперевозки в 2015-2016 годах. В S&P также указывают и на возможное увеличение долговой нагрузки вследствие займов, которые компания предоставляет своим акционерам. Это может обусловить ухудшение финансовых показателей ниже предусмотренного текущими допущениями уровня, что повлечет дальнейшее снижение рейтинга.
Негативное рейтинговое действие возможно в случае ухудшения скорректированного отношения «FFO / долг» до уровня ниже 12% или изменения оценки S&P показателей ликвидности на «менее чем адекватные». В частности,если компания примет решение финансировать основную часть инвестиционной программы за счет новых долговых обязательств, а показатели пассажирских перевозок останутся слабыми и не будут компенсированы повышением тарифов. Снижение рейтинга также возможно, если S&P изменит оценку показателей ликвидности на «менее чем адекватные» и компания не сможет обеспечить досрочное финансирование запланированных капрасходов при помощи новых банковских кредитов. Негативное рейтинговое действие также может быть вызвано дальнейшим предоставлением кредитов акционерам компании или ухудшением практики корпоративного управления ОАО «Хабаровский аэропорт».
В то же время. прогноз может быть пересмотрен на «Стабильный», если ОАО «Хабаровский аэропорт» сможет поддерживать скорректированное отношение «FFO / долг» на уровне выше 12% в период выполнения инвестиционной программы. Это возможно в случае, если значительная часть программы капитальных расходов будет профинансирована за счет собственного капитала или если компания сможет обеспечить рост выручки примерно на 10% в 2015 году благодаря повышению тарифов и увеличению объема пассажирских перевозок при прочих равных условиях, считают в S&P. Агентство также может пересмотреть прогноз на «Стабильный» в случае, например, существенного улучшения практики корпоративного управления, повышения прозрачности структуры собственности и продолжительного отказа от дальнейшего предоставления займов акционерам компании.
Акционерами ОАО «Хабаровский аэропорт» являются – ЗАО «Кварц-Инвест» (79%), Panadero Investments Ltd. (11%) и Корпорация «Международный аэропорт Инчхон» (10%). Как следует из годового отчета компании, в прошлом году обслужено свыше 2 млн пассажиров. Выручка ОАО «Хабаровский аэропорт» по итогам 2013 года составила 2 млрд руб. против 1,8 млрд руб. годом ранее. Чистая прибыль достигла 428,8 млн руб. против 376 млн руб. в 2012 году. Долгосрочные кредитные обязательства снизились с 806,3 млн руб. на начало года до 608,7 млн руб к концу года. Краткосрочные обязательства за год выросли с 797,7 млн руб. до 984,9 млн руб. Общая задолженность Хабаровского аэропорта на конец года превысила 1,59 млрд руб. За первые два месяца 2014 года общий пассажиропоток аэропорта Хабаровск вырос на 7,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 277,4 тыс. человек. На внутренних авиалиниях аэропорт обслужил 209 тыс. пассажиров (+7,3%). Пассажиропоток на международных линиях вырос на 6,6% и составил 68,3 тыс. человек. В дальнейшем операционные показатели не раскрывались, квартальные финансовые отчеты обществом не публикуются, как и сообщения о существенных фактах. Данными о предоставленных акционерам общества займах «Ъ» не располагает.