Правила игры
лайкает корреспондент отдела финансов Мария Яковлева
Технологии дистанционных сервисов на финансовом рынке сейчас развивают все. Негосударственным пенсионным фондам (НПФ) этих технологий особенно не хватает. Раньше НПФ выполняли функцию трансфер-агентов, то есть могли самостоятельно заверять заявления граждан на перевод накоплений и передавать их в Пенсионный фонд России (ПФР). Однако правительство решило сделать процедуру доступной лишь для самых сознательных и настойчивых: теперь будущим пенсионерам необходимо лично подать документ в ПФР. Альтернатива — заверить заявление у нотариуса, что требует дополнительных затрат. Выходом могла бы стать дистанционная подача заявления, заверенного электронной подписью, эту возможность фондам обещают давно, но пока она так и не заработала. Да и у кого из граждан есть сейчас электронные подписи?
И вот пока в большинстве фондов ломают голову над тем, как в таких условиях бороться со снижением потока новых клиентов, их дистанционное привлечение уже, оказывается, предлагают в интернете. Так, недавно в одной из социальных сетей ко мне обратился агент, якобы работающий на несколько НПФ сразу в одном из южных регионов. Он полагал, что я являюсь его коллегой, и предложил воспользоваться его помощью: заверить заявления граждан, заплатив всего по 300 руб. за штуку.
По словам агента, неважно, где было подписано заявление,— он берется заверить его в местном отделении ПФР и готов принять любой объем документов. "Ко мне обращаются крупные брокеры и отдают в работу пачки по несколько тысяч заявлений",— утверждает он. На мой наивный вопрос о том, возможно ли такое злостное нарушение законодательства, собеседник заметил, что "90% так работают с мая месяца" и "ничего зазорного в этом нет". Ответственности тоже нет, добавил он.
"Получается, люди так и не начали ходить в ПФР и жалобы НПФ на то, что государство препятствует гражданам изъявить свою пенсионную волю, это профанация?" — возмутилась я, разговаривая с топ-менеджером крупного фонда. Он признал, что не все НПФ используют честные методы работы. "Но крупные участники рынка вряд ли в массовом порядке решились бы рисковать своей репутацией",— уверен он. Справедливости ради надо отметить, что агент из социальной сети представляет интересы НПФ из третьего и четвертого десятка по объему собственного имущества.
Тем не менее факт налицо: вполне вероятно, что некоторые граждане в следующем году весьма удивятся, узнав о том, что являются клиентами никому не известного НПФ. А агентам я бы посоветовала все-таки осторожнее пользоваться соцсетями: сообщения с коммерческими предложениями могут собрать неожиданно много лайков от людей в погонах.