Назад в будущее
Активы
"Газпром нефть", продавшая менее четырех лет назад свой сервисный бизнес, снова рассматривает возможность войти в капитал высокотехнологичного игрока в этом секторе. Пока компания обходится сотрудничеством с международными партнерами, не считая санкции критичными для своей работы. В то же время в "Газпром нефти" признают потребность в высоких технологиях, которые компания в случае патовой ситуации рассчитывает найти в России.
В начале октября глава "Газпром нефти" Александр Дюков сообщил, что компания рассматривает возможность вхождения в капитал высокотехнологичного партнера в нефтесервисе. Господин Дюков подчеркнул, что идея вернуться в нефтесервис возникла у "Газпром нефти" до введения санкций. Когда-то у компании был собственный нефтесервис, но она вышла из него к январю 2011 года. Как отметил глава "Газпром нефти", он "не жалеет об этом, потому что подобные услуги несложно приобрести на рынке".
Но, по его словам, за последние пять лет "Газпром нефть" изменилась, начав проводить много высокотехнологичных геолого-технических мероприятий. "Мы задумались о том, чтобы вернуться в нефтесервис, но нам нужна компания, которая может делать эксклюзивные, высокотехнологичные мероприятия. Доступ к высоким технологиям дает компании конкурентные преимущества",— сказал он. "Качество запасов сейчас таково, что каждая скважина становится уникальной, и здесь конкурентное преимущество у той компании, которая владеет нетрадиционными методами добычи, делает уникальные операции",— пояснил Александр Дюков. Источники "Ъ" в качестве одного из вариантов покупки называют компанию WesternZagros Resources, которая недавно сообщала о полученном от крупной нефтяной компании предложении по выкупу ее акций.
Неудобные санкции
Еще в начале сентября Александр Дюков отмечал, что санкции против России станут толчком развития отечественной промышленности, в том числе в области нефтесервисных услуг. "В крайнем случае, если в результате санкций западные нефтесервисные компании вынуждены будут покинуть рынок, мы видим потенциал у нашего нефтесервиса и нашего промышленного комплекса",— сказал он тогда. При этом господин Дюков не исключил, что санкции могут привести к издержкам, но, по его мнению, они будут некритичными. "Если говорить о 2015 годе и тех санкциях, которые могут затронуть работу компании, то может быть, будут какие-то неудобства. Но серьезного влияния на работу компании не будет",— считает господин Дюков.
Пока у компании есть несколько договоров о стратегическом сотрудничестве в сервисной сфере с крупными мировыми игроками. Так, 10 сентября, то есть до введения ужесточенных санкций со стороны Запада, "Газпром нефть" подписала соглашение с Weatherford. Компания является одним из крупнейших в мире поставщиков инновационных решений и услуг для оценки пласта, строительства скважин, закачивания, интенсификации притока и добычи. Партнерство касается обмена опытом и технологическими данными. Предполагалось, что специалисты компаний будут совместно изучать возможности и определять способы внедрения лучших технологических решений для повышения рентабельности и эффективности разработки месторождений. До этого "Газпром нефть" заключила соглашения о сотрудничестве с нефтесервисными компаниями Schlumberger, Halliburton, а также буровыми компаниями C.A.T. Oil AG, "Газпром бурение" и Eurasia Drilling Company.
Быстрое разочарование
Ранее у "Газпром нефти", как почти у всех российских компаний, был собственный нефтесервис. Компания начала создавать его как отдельное направление бизнеса в 2007 году. Тогда появилась "Газпромнефть-Нефтесервис", объединившая девять предприятий различной сервисной специализации (бурение, ремонт скважин, геофизические исследования, ремонт нефтепромыслового и бурового оборудования, трубная база, строительство, транспортные услуги). В нее вошли: Сервисная буровая компания, "КРС-Сервис", "Газпромнефть-Ноябрьскнефтегазгеофизика", Сервисная транспортная компания, "Спецтранссервис", Муравленковская транспортная компания, "Ноябрьскнефтеспецстрой", Ноябрьская центральная трубная база и "Ямалсервисцентр". Общая численность персонала составляла свыше 14 тыс. человек. В рамках новой компании предполагалось трансформировать подконтрольные предприятия в рыночный и конкурентный сервисный бизнес, способный не только минимизировать затраты материнской компании на добычу, но и приносить прибыль, в том числе за счет внешних заказов.
Изначально у "Газпром нефти" были обширные планы. Так, в 2008 году компания рассматривала возможность совместного выхода с "Газпромнефть-Нефтесервисом" на международный рынок. Речь шла о рынках Кубы, Венесуэлы, Ирака и Казахстана. Но уже в начале 2010 года после экономического мирового кризиса "Газпром нефть" разочаровалась в идее собственного нефтесервиса и в марте утвердила стратегию по избавлению от непрофильных активов.
В итоге в конце октября "Газпромнефть-Нефтесервис" продала один из своих крупнейших сервисных активов — "Ямалсервисцентр". Компания является лидирующей ремонтной базой в Ноябрьском регионе. Покупателем стала "РУ-Энерджи Групп". По условиям договора купли-продажи "Ямалсервисцентр" сохранил долгосрочные контракты с предприятиями "Газпром нефти" с гарантированными объемами работ до конца 2013 года. В течение 2011 года была также продана Муравленковская транспортная компания, летом — "Спецтранссервис", Ноябрьская центральная трубная база, Сервисная транспортная компания. Кроме того, в 2011 году "Газпромнефть-Нефтесервис" реализовал контрольный пакет акций дочернего предприятия "Ноябрьскнефтеспецстрой". К концу года "Газпром нефть" также рассталась с еще двумя предприятиями блока основного производства — Сервисной буровой компанией и "КРС-Сервис". Их также купила "РУ-Энерджи Групп".
На данный момент в состав управляющей компании "Газпромнефть-Нефтесервис" входят четыре предприятия "Газпром нефти", оказывающие нефтесервисные услуги в ключевых нефтедобывающих регионах России Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах, Томской, Омской и Оренбургской областях, Якутии, Красноярском крае.
Всем выйти из сервиса
Избавление нефтяными компаниями от сервисных активов, которые до этого были стандартной частью бизнеса, началось еще в 2006 году. Тогда ЛУКОЙЛ продал сервисные подразделения, на их базе была создана компания Eurasia. В 2009 году сервисные активы на 3,5% акций Weatherford поменяла ТНК-ВР. "Газпром" также продал свое подразделение "Газпром бурение". В октябре 2010 года о выходе из нефтесервиса заявила "Башнефть". Основной владелец компании АФК "Система" посчитала бизнес неэффективным. "Я не верю, что сервис внутри компании может быть эффективным. Менеджмент работает с прибылью, когда у него нет надежды на страховку от "доброго папы"",— заявил тогда глава "Башнефти" Александр Корсик. Основным активом была "Башнефть-Геострой", специализирующаяся на бурении эксплуатационных и разведочных скважин, проведении текущего и капитального ремонта скважин, обслуживании процессов бурения. Но в октябре 2013 года холдинг "Башнефть — Сервисные активы" перешел от "Башнефти" во владение АФК "Система" за 4,1 млрд руб., а компания, в свою очередь, стала развивать активы. Летом 2014 года "Башнефть — Сервисные активы" была переименована в "Таргин". Сейчас в холдинг входят девять предприятий, включая "Башнефть-Бурение", Уфимское управление подземного капитального ремонта скважин, Башкирское управление ремонта скважин, Октябрьский и Нефтекамский заводы нефтепромыслового оборудования, которые оказывают более 130 видов услуг по четырем направлениям: бурение, ремонт скважин, механосервис и транспортные услуги.
Эксперты считают, что при правильном управлении и развитии нефтесервисный бизнес внутри нефтекомпаний в России может быть прибыльным и удобным. Однако, говорят они, чтобы получать от него качественные результаты, нужно постоянно вкладывать в инновации и развитие технологий. К тому же нельзя с нуля поднять крупную высокотехнологичную отрасль за месяц или даже год. Поэтому, отмечают они, планы "Газпром нефти" по покупке уже готового игрока, у которого в распоряжении есть высокие технологии, наиболее логичный шаг. Другой вопрос, что если речь идет об иностранной компании, сделке могут помешать политические вопросы.