Чеховская пауза
Czech Airlines свернули нижегородские рейсы в зимнем расписании
Чешский национальный авиаперевозчик Czech Airlines в зимний сезон прекратит регулярные перелеты в Прагу из Нижнего Новгорода, запущенные в 2012 году. В компании это объясняют сезонным снижением спроса и падением курса рубля. С 26 октября в Прагу из Нижнего будут летать только «Уральские авиалинии», которые сократили число рейсов в столицу Чехии до одного в неделю. Эксперты называют уход Czech Airlines закономерным с учетом заметного снижения туристической активности россиян, а также финансовых сложностей самой компании в условиях обострившейся конкуренции на европейском рынке.
Сегодня «Чешские авиалинии» отправляют последний в 2014 году прямой рейс из Нижнего Новгорода в Прагу. Как пояснили в нижегородском аэропорту, европейский перевозчик отозвал оба своих еженедельных рейса на Airbus А-320 в Прагу из осенне-зимнего расписания Стригино (вступает в силу 26 октября). В «Чешских авиалиниях» вчера сообщили, что с 21 ноября перевозчик также закрывает программу перелетов в Прагу из Перми, а в ряде других российских регионов компания сокращает число рейсов. Как пояснил „Ъ“ пресс-секретарь «Чешских авиалиний» Даниэл Шабик, пермские и нижегородские рейсы показывали большие сезонные колебания между летним и зимним периодом, а в целом спрос на авиаперевозки на российском рынке за последний год сократился более чем на 20%. «Падение курса рубля на фоне украинского кризиса повлияло на покупательную способность российского населения, для которого выросли цены на авиабилеты, проживание и питание во время отпуска за границей», — пояснил господин Шабик. Перспективу возобновления полетов в Нижний Новгород и Пермь «Чешские авиалинии» будут оценивать в конце марта 2015 года, то есть в начале летнего сезона. «Естественно, в зависимости от развития спроса на отдельных рынках», — добавляет пресс-секретарь.
Партнер Czech Airlines по код-шеринговому соглашению — авиакомпания «Уральские авиалинии», которая также дважды в неделю летала из Нижнего в Прагу на Airbus А-320, в зимнем расписании оставила один рейс в Чехию — по субботам. Как сообщили вчера в «Уральских авиалиниях», в компании удовлетворены показателями заполняемости кресел на пражском направлении, но в связи с уходом чешских партнеров увеличивать частоту рейсов не планируют.
Другие европейские авиаперевозчики, выполняющие регулярные рейсы из Нижнего, пересматривать свои планы на зимний сезон пока не собираются. «Мы будем продолжать полетную программу из Нижнего Новгорода в Хельсинки тремя рейсами в неделю, как и планировали, на 100-местных Embraer 190. Рейсы запущены недавно, сейчас мы наращиваем загрузку и видим перспективы роста пассажиропотока», — рассказала „Ъ“ глава представительства Finnair в России Мария Ануфриева, отметив, что авиакомпания рассчитывает на продолжение программы в летнем сезоне 2015 года. В Lufthansa о планах по снижению количества рейсов из Нижнего Новгорода пока не сообщали. Но вчера в компании отметили, что даже начавшаяся забастовка пилотов перевозчика не повлияет на рейсы во Франкфурт из нижегородского аэропорта.
Эксперты отмечают, что уход Czech Airlines закономерен в условиях падения курса рубля и снижения туристической активности россиян на европейских направлениях. По словам главного редактора «Авиатранспортного обозрения» Алексея Синицкого, особенно заметно это сказалось на небольших авиаперевозчиках центральной и восточной Европы: «Ни одна авиакомпания не будет работать себе в убыток, если нет пассажиров. А „Чешские авиалинии“ и так находятся в сложном финансовом положении. Раньше национальные перевозчики центральной и восточной Европы были защищены государством, а сейчас политика „открытого неба“ для внутриевропейских перевозок привела к тому, что небольшие перевозчики с одной стороны проигрывают конкуренцию лоукостерам, а с другой — их теснят такие гиганты, как Lufthansa». По словам эксперта, в таких условиях некоторые авиакомпании, такие как венгерский национальный перевозчик Malev, разорились, а другие, как «Польские авиалинии», продолжают работать по ограниченному кругу направлений. По мнению господина Синицкого, ситуация со спросом на авиабилеты не изменится и к Новому году, так как из-за сложной политической обстановки турагентства фиксируют низкие продажи новогодних туров. Но ухода из нижегородского аэропорта других европейских перевозчиков — Lufthansa и Finnair — аналитик не прогнозирует. «У Finnair не все просто, но они делают ставку на дальнемагистральные перелеты в азиатских направлениях, и их выручает географическое положение: они расположены в стороне от основных путей центральной Европы, где крупные города находятся близко друг от друга», — поясняет эксперт.