"Россия будет испытывать трудности с наличием товаров, пригодных для экспорта в Северную Корею"
Россия и Северная Корея рассчитались в рублях. По словам министра по развитию Дальнего Востока Александра Галушки, переход на рубль в межбанковских расчетах необходим для увеличения объема взаимной торговли до $1 млрд к 2020 году. Однако собеседники радио новостей сомневаются, что расчеты в российской валюте существенно повлияют на товарооборот между странами.
Россия и Северная Корея перешли на рубль в межбанковских расчетах. О проведении первого платежа в российской валюте сообщается на сайте Министерства по развитию Дальнего Востока. Как заявил глава ведомства Александр Галушка, переход на рубль позволит двум странам к 2020 году увеличить объем взаимной торговли до $1 млрд. Скорее всего, Россия планирует разместить в КНДР еще и производство своих товаров, считает профессор Высшей школы экономики Олег Матвейчев.
"Переход на рубли не вызывает никаких трудностей. Рубли они могут достать двумя способами — либо взять у нас эти рубли в долг, либо продать нам свои северокорейские изделия. В долг они не склонны брать, наверное, а вот продать нам что-то, тем самым увеличив искомые товарообороты, о котором говорит Галушка, — как раз этот вариант вполне возможен. То есть сейчас могут поискать те товары, которые будут интересны нам, либо на их заводах разместить соответствующие заказы, учитывая дешевую рабочую силу", — пояснил "Коммерсантъ FM" Матвейчев.
Россия сможет поставлять КНДР совсем небольшие объемы продукции, и вряд ли переход на рубль значительно увеличит товарооборот, считает управляющий директор группы компаний "Алор" Сергей Хестанов.
"Северная Корея, в принципе, готова приобретать достаточно широкий спектр российских товаров, просто потому, что производство в Северной Корее достаточно слабо развито. Вместе с тем, Россия будет испытывать трудности с наличием товаров, пригодных для экспорта в Северную Корею. Возможно, речь идет о региональных поставках бурого угля, древесины и некоторых полезных ископаемых", — предположил Хестанов.
Как отмечается в сообщении Министерства по развитию Дальнего Востока, соглашение о сотрудничестве подписано между российским "Региональным банком развития", Банком внешней торговли КНДР и Корейским банком. Эти договоренности — еще одна демонстрация того, что Россия готова сотрудничать с самыми неожиданными партнерами, считает научный руководитель Центра исследований модернизации Европейского университета в Санкт-Петербурге Дмитрий Травин.
"Дружба с Северной Кореей — это же не дружба с Китаем или Южной Кореей, или Японией. Россия, конечно, может стремиться привлекать Северную Корею, чтобы сделать гадость американцам, но это, по сути, ничего не изменит, потому что главную гадость американцам Корея сделала без нашей помощи — у них есть ракеты, и поэтому срочное введение демократии в Северной Корее не состоится", — отметил Травин.
В мае Владимир Путин подписал закон об урегулировании задолженности КНДР по кредитам, которые Пхеньян получил еще от СССР. Долг составляет почти $11 млрд. Москва спишет 90% этой суммы. А оставшийся $1 млрд Северная Корея должна будет погасить в течение 20 лет.