Сцена по-европейски
В Москве начинается фестиваль NET (Новый европейский театр). В этом году его российские спектакли созвучны европейским.
Как один из арт-директоров фестиваля NET, признаюсь, что его общая идея каждый раз рождается в тот момент, когда отдельные его спектакли наконец превращаются в гастрольную афишу. В нынешнем году это произошло позже — когда работы, приезжающие в Москву, стали дополняться московскими. Тут выяснилось, что спектакли лидеров сегодняшнего российского театрального процесса удивительным образом рифмуются с недавними постановками известных европейских режиссеров.
Речь идет не о повторе названий и ни в коем случае не о прямых заимствованиях, а о направлениях поисков и о попытках саморефлексии. Впрочем, иногда и общие имена авторов говорят о включении нашего театра в европейский контекст. В программе спектакль театра "Практика" по пьесе "Золушка" известного французского драматурга и режиссера Жоэля Помра — а рядом спектакль самого Помра, изящная, умная, отлично сыгранная французскими актерами "История коммерции", премьера которой состоялась в прославленном парижском театре "Буф дю Нор".
Еще один французский спектакль — "Король Убю" по пьесе Альфреда Жарри в постановке знаменитого английского мастера Деклана Доннеллана. Английский режиссер Кети Митчелл тоже предстанет в новом качестве: отказавшись от принесшей ей мировую славу смеси живого кино и театра, она сделала посвященный проблемам окружающей среды минималистский спектакль "Дыхание". Интересно, как с работой Митчелл будут соотноситься концептуальные сочинения Дмитрия Волкострелова, представленного в программе сразу двумя спектаклями — "Лекцией о ничто" петербургского театра Post и премьерой "Русского романса" в Театре наций.
Европейские режиссеры смело вторгаются в самые горячие социальные дискуссии. Михаэль Тальхаймер в берлинском театре "Шаубюне" сделал это на материале классической комедии "Тартюф". Он перевернул Мольера во всех смыслах этого слова: актеры половину спектакля проводят чуть ли не вверх ногами, но опрокинут и смысл пьесы — пострадавшее семейство Оргона выглядит сборищем уродливых невротиков, а святоша Тартюф в исполнении Ларса Айдингера превращен в настоящего страдальца-проповедника. Опять же очень любопытно, как рифмуется этот спектакль с "(М)учеником" Кирилла Серебренникова, посвященным проблемам религиозного фанатизма и нетерпимости в современном российском обществе.
Зрители знают, как буквально на грани фола умеет работать на московской сцене Константин Богомолов — рядом с его броским, саркастическим "Борисом Годуновым" в программе фестиваля стоит жесткий, провокационный спектакль известного венгерского режиссера Корнеля Мундруцо "Деменция". Характерно, что уже не только зарубежные мастера крепкого мейнстрима, но и радикальные режиссеры и современные художники ставят спектакли в Москве. Предпремьерные показы новой работы знаменитого итальянца Ромео Кастеллуччи, которую он сделал для открывающейся на месте драмтеатра имени Станиславского новой театральной площадки, также пройдут в рамках фестиваля NET.
Все эти режиссеры, и российские, и зарубежные, работают очень по-разному, но поодиночке и в то же время все вместе они осваивают общее театральное пространство. Так что в театральном смысле Москва сегодня — это, безусловно, Европа. И кто бы мог подумать еще хотя бы год назад, что такой вывод может стать смелой и вызывающей фестивальной концепцией.