«Экспресс Приморья» тормозит
Железнодорожники готовы в два раза сократить пригородные перевозки из-за долгов края
Компания «Экспресс Приморья» потребовала от администрации Приморского края погасить долг, 1,733 млрд руб., и заложить в бюджет дотации на пригородные перевозки в полном объеме, то есть увеличить сумму нынешнего финансирования в два раза. В противном случае железнодорожники намерены вполовину сократить количество электричек. Представители региональных властей пока не дали официального ответа, но выступая в местных СМИ, высказывают несогласие с требованиями железнодорожников, ссылаясь на непрозрачность тарифообразования.
Чистый убыток оператора пригородных пассажирских перевозок на Дальнем Востоке ОАО «Экспресс Приморья» по итогам 2014 года может составить 250 млн руб., сообщил вчера на пресс-конференции во Владивостоке генеральный директор компании Сергей Кузнецов. По его словам, задолженность дальневосточных субъектов перед «Экспресс Приморья» на сегодняшний день составляет 2,680 млрд руб.
«Администрация Приморья закладывает в бюджет 182 млн руб. дотаций, но это лишь 51% от необходимого. Для того чтобы сохранить действующее расписание, нам нужно еще столько же, то есть примерно 180 млн руб. Если администрация края не согласует эту цифру, то нам придется сократить половину электричек,— сообщил „Ъ“ пресс-секретарь компании «Экспресс Приморья» Максим Каленник.— Все расчеты, 16 кг бумаги, мы отправили еще летом. Но до сих пор официальный ответ от администрации края мы не получили».
По его словам, если компания так и не получит официального ответа, то «в соответствии с законодательством предупредим за 10 дней, после чего начнем сокращать количество электричек. Объем перевозок будет зависеть от величины компенсации».
Выступая в местных СМИ, первый вице-губернатор Приморья Василий Усольцев ранее заявлял, что формирование тарифов непрозрачно и администрация края не согласна с ними.
Справка „Ъ“: ОАО «Экспресс Приморья» начало осуществлять хозяйственную деятельность с 1 сентября 2005 года. 51% акций компании принадлежат ОАО «РЖД», 49% — администрации Приморского края. С 2011 года «Экспресс Приморья» работает не только в Приморье, но и в Хабаровском крае, Еврейской АО и Амурской области. Для перевозки пассажиров в пригородном сообщении компания арендует подвижной состав у ДВЖД. ОАО «Экспресс Приморья» в 2013 году перевезло 8,616 млн пассажиров, что на 21,7% меньше показателя 2012 года. У компании 26 поездов, работающих на 54 маршрутах.
Региональные власти в соответствии с установленными ими ценами на билеты в пригородных электричках и стоимостью перевозок, рассчитанной железнодорожниками, должны компенсировать около 50% расходов, но пока перечисляют в два раза меньше. По информации железнодорожников, себестоимость перевозки одного пассажира на 10 км составляет 30 руб. 69 коп. Около 73-75% забирает РЖД за аренду подвижного состава, локомотивных бригад и пользование инфраструктурой. «Экспресс-Приморья» получает около 20%, которые идут на обслуживание операционной деятельности в первую очередь на зарплату сотрудников, а также из этих средств оплачивается охрана порядка в электричках и другие расходы.
Проблему пригородных железнодорожных перевозок губернатор Приморского края Владимир Миклушевский поднимал на встрече с главой РЖД Владимиром Якуниным в апреле 2014 года. По ее итогам сообщалось, что «принято решение создать рабочую группу, которая займется развитием в Приморье пригородного железнодорожного сообщения, в том числе — проработает механизм привлечения дополнительных субсидий из федерального бюджета». «В Приморье есть населенные пункты, где нет другого транспортного сообщения, кроме пригородных электропоездов. Мы должны действовать в интересах населения, сохранив пригородные электрички, и при этом сделать их комфортными и современными»,— подчеркнул тогда господин Миклушевский.
«Деньги, конечно, надо платить. Но нужно учитывать, что ситуация в стране и в крае ухудшается. Объемы перевозок сокращаются. Причем не только железнодорожные, но и авиа. Региональной власти взять деньги негде. Для решения проблемы есть короткий и длинный путь. Быстрый способ — сократить социальные программы и управленческий аппарат на всех уровнях. Длительный — нужно проводить модернизацию и оздоровление экономики, тогда повысятся налоговые сборы и появятся средства на дотации»,— считает доктор экономических наук, директор Международного института бизнеса и экономики Александр Латкин.
«РЖД выкручивают руки регионам. На заседании рабочей группы по разрешению проблемы железнодорожники предложили выкупить подвижной состав стоимостью 1,8 млрд руб. Но это же бред. Причем сами практически ничего не платят в краевой бюджет. Они не могут доказать свои тарифы. Думаю, компромиссный вариант будет найден и пригородные перевозки удастся сохранить в прежнем объеме,— сообщил заместитель председателя комитета по бюджетно-налоговой политике и финансовым ресурсам Законодательного собрания Приморского края Владимир Беспалов.— Мы, депутаты, со своей стороны готовы обратиться в правительство, чтобы федеральный бюджет помог с финансированием».