Цифровые мои москвичи
Самые полезные и странные электронные сервисы столицы
За последние годы московские власти запустили целый ряд электронных сервисов. Среди них есть удобные, например приложение для оплаты парковок. Однако некоторые, скажем "Электронный атлас", зачем-то дублируют популярные интернет-ресурсы, а другие, вроде "Активного гражданина", имитируют диалог между властью и горожанами.
Столичное правительство дало старт уже нескольким мобильным приложениям: "Транспорт Москвы", "Парковки Москвы", "Активный гражданин", "Узнай Москву", сервис "Мобильная приемная", подписали договор о сотрудничестве с "Яндексом", создали портал "Открытые данные".
Авторство большинства проектов — за департаментом информационных технологий Москвы (ДИТ), который стал весьма активен после того, как его возглавил бывший сотрудник Cisco Артем Ермолаев. Некоторые сервисы хвалит даже обычно критически настроенный блогер и медиаменеджер Антон Носик. "Парковочное приложение понятное, хорошее,— говорит он.— Нормально работает и на Android, и на iPhone: показывает номер парковочной зоны, дает заплатить, принимает даже иностранные кредитки".
Сейчас, по данным ДИТ, по числу установок лидирует приложение "Транспорт Москвы" — почти 300 тыс. пользователей. "Госуслуги Москвы" и "Парковки Москвы" в лидерах по интенсивности использования. Кроме того, популярны мобильный сервис уведомления родителей о приходе и уходе их детей из школы (каждый день он оповещает несколько сотен тысяч человек) и SMS-оповещение о штрафах ГИБДД.
Носик считает, что меньше всего сейчас ясна полезность проекта "Активный гражданин" — сервиса электронных референдумов по городским вопросам.
Разговор не по существу
В апреле почти 2 млн человек получили письма от Сергея Собянина, в которых предлагалось общаться "напрямую и без посредников", а для начала ответить, какие темы мэру следует обсудить с жителями города в ближайшее время.
Многие пользователи и блогеры возмущались, что для рассылки были без разрешения использованы личные данные — адреса электронной почты, оставленные на "Московском портале госуслуг" при регистрации. Однако ответов оказалось неожиданно много: за два-три дня на письмо ответило около 400 тыс. человек. Тогда в департаменте информационной политики Москвы и родилась идея "Активного гражданина". В мае приложение было запущено, и за это время, по данным департамента, на голосование выставили уже более тысячи вопросов. Тут и выяснилось, что количество не означает качество.
По правилам вопрос может быть городским, отраслевым или районным, и разместить его может практически любое московское ведомство. В течение недели-двух пользователи голосуют, затем результаты опроса передаются ведомству-заказчику, которое должно за 7-14 дней решить, как воплотить чаяния большинства.
Нынешние темы для голосования в десктопной версии приложения производят благостное впечатление: жителям города предлагается проголосовать за дизайн новых станций метро "Солнцево" и "Новопеределкино", выбрать даты для единых школьных каникул, решить, что сажать на обочинах МКАД — цветы или траву.
По-настоящему резонансных тем в "Активном гражданине" не встретить: не было вопросов ни об объединении школ, из-за которого учителя и родители выходят на митинги, ни о сокращении больниц, из-за которого митингуют врачи и пациенты.
Отсутствие актуальных вопросов в "Активном гражданине" Ермолаев в эфире "Эха Москвы" объяснил так: "В паблик выносятся только те вопросы, ответы на которые мы точно можем реализовать вне зависимости от того, какой будет выбран вариант. Есть решения, которые не всегда являются популярными, и мы их не выносим на обсуждение и голосование, потому что это решения, которые принимает власть, которая избрана, которая на себе несет определенную ответственность перед жителями". Однако, как выяснилось, даже в безобидных вопросах демократия хороша не всегда: на вопрос "Какие виды спорта и развлечения необходимы в парках?" большинство пользователей ответили "сегвей" (самобалансирующийся самокат). Закончилось это плачевно, признает Ермолаев: резко возросло число травм, и проект пересматривают.
Ермолаев в интервью утверждает, что механизм "Активного гражданина" "уникален для России", и сетует, что при его отработке на ДИТ валятся все шишки.
Все свое
На самом деле у "Активного гражданина" есть несколько аналогов, которые даже превосходят приложение по функциональным возможностям, говорит Екатерина Аксенова, генеральный директор агентства "Стратег" — генподрядчика работ по созданию крупных государственных сайтов. Весной 2013 года бывший куратор проектов Росмолодежи и комиссар движения "Наши" Дмитрий Кох запустил проект "Сердитый гражданин" — некоммерческий сервис для подачи жалоб на чиновников. Осенью заработал "Довольный гражданин" — следующий, уже коммерческий проект Коха, публичная платформа для обратной связи. "Мы предлагаем дешевый, быстро разворачиваемый продукт, который позволяет региону, городу, компании быстро получить площадку для обсуждений",— говорит Кох. "Довольный гражданин" в зависимости от выбранных функций и количества жителей может стоить городу от 2 млн до 5 млн руб. в первый год (включая техподдержку). На второй год использования права на платформу переходят городу, и заказчик платит только за техподдержку, а при желании может обеспечить ее своими силами.
"Довольный гражданин" сотрудничает с московским порталом "Наш город" — передает туда жалобы по Москве и оповещает пользователей о результате. "Видимо, конкурс на разработку "Активного гражданина" был в рамках другого, более крупного контракта, потому что мы его не отследили, хотя очень хотели поучаствовать в подобном проекте",— сетует Кох. Стоимость разработки "Активного гражданина" департамент не разглашает, но Ермолаев утверждает, что основные затраты приходятся на систему поощрений для пользователей: отвечая на вопросы, получаешь баллы, которые потом можно обменять, например, на поездки в метро (11 поездок за 1,5 тыс. баллов) или посещение Музея Москвы (1 тыс. баллов).
"Московские власти стремятся к автономии, автаркии,— говорит Аксенова.— Все должно быть свое, самостоятельно разработанное. Это объясняют тем, что так системы получаются более защищенными, не будет возникать неожиданных проблем, если, например, компания-подрядчик решит прекратить обслуживание. Хотя такие проблемы крайне маловероятны". В итоге сервисы правительства Москвы вступают в конфликт с сервисами коммерческими. Сервис для электронного документооборота в школах (журналы, дневники, отчеты) "Дневник.ру", который действует с 2010 года, с сентября 2014-го в московских школах начали заменять "Электронным журналом" МРКО (Московский регистр качества образования), разработанным ГАУ "Московский центр качества образования" и интегрированным с московским порталом госуслуг. Формально цель замены в том, чтобы собрать все дневники и журналы в одном месте и избавить учителей от лишней отчетности, но по большому счету "Дневник.ру" тоже мог быть интегрирован с госуслугами.
"За последние годы со всей этой реформой образования "Дневник.ру" был единственным светлым пятном,— эмоционально рассказывает на условиях анонимности директор одной из московских школ.— Для нас перейти на "Электронный дневник" означает переехать из Европы в Центральную Африку: там ничего не работает, внесенные данные об оценках и расписании исчезают. Многие школы даже снова заводят дублирующие бумажные журналы. Но при этом мне звонят из департамента образования, говорят, что, если не перейдем на новый журнал, я могу попрощаться с директорским креслом".
На сайте Change.org петицию за возврат школам права самим выбирать электронный дневник/журнал уже подписали 14 тыс. человек. В департаменте образования Москвы "Деньгам" текущую ситуацию комментировать не стали. Однако в сентябре руководитель департамента Исаак Калина заявил прессе: "Выбор городом сделан. Все, что считаете нужно полезного внести в выбранный журнал, предлагайте". В "Дневник.ру" происходящее комментируют сдержанно. "Оптимальным вариантом была бы возможность интеграции существующих информационных систем с МРКО",— говорит представитель компании Анна Рудая.
Продолжая тренд на "все свое", Москва решила запустить собственную социальную сеть. Осенью мэрия через подконтрольную компанию "Московские информационные технологии" купила соцсеть "Соседи.ру" у фонда Russian Ventures. Открытой статистики по сайту "Соседи.ру" нет, но, например, на форуме района Кунцево в октябре была оставлена единственная запись: "Скучно". "Это экстравагантное решение, которое нельзя назвать эффективным",— прокомментировал "Деньгам" подрядчик, близкий к электронным проектам мэрии. Из той же оперы, похоже, проект карт "Электронный атлас", в рамках которого ДИТ составил собственную карту Москвы, объяснив ее необходимость неточностями в картах "Яндекса" и Google.
Впрочем, совсем уж обойтись без сотрудничества с коммерческими интернет-компаниями не удается. В сентябре мэрия заключила соглашение с "Яндексом", пообещав представлять данные о запланированных дорожных работах, перемещении городского общественного транспорта и московских парковках. "Яндекс" же должен будет помочь городским властям с настройкой динамической транспортной модели Москвы и интегрировать популярные городские электронные услуги, например запись к врачу, получение водительских прав, в сервис "Яндекс.Город".
"Это важное соглашение,— говорит Аксенова.— Оно означает, что город готов передавать коммерчески интересные данные крупным компаниям и москвичам позволят пользоваться городскими услугами через удобные интерфейсы "Яндекса", который привык работать с большой аудиторией и делает это на порядок лучше".
По мнению Аксеновой, государству вообще не стоит создавать пользовательские системы. Например, в США для ряда штатов портал госуслуг частные интернет-компании разрабатывали бесплатно, а впоследствии получали процент от каждой транзакции.
Город владеет большим объемом информации, интересной бизнесу, говорит Аксенова. Это кадастровые карты, результаты ЕГЭ, санитарных проверок. Два года назад появился портал "Открытые данные", на его базе может быть создано много полезных для жителей приложений. Чтобы стимулировать активность в этом направлении, летом мэрия провела "Хакатон" — конкурс разработчиков приложений на основе открытых данных. Победителями стали приложение "По музеям", "ВелоМосква" и Citygram — мессенджер для передачи сообщений городским службам.
Однако пока приложений, работающих на открытых данных Москвы, крайне мало, признает Аксенова. Для бизнеса правила игры с московским правительством не так прозрачны, как хотелось бы: сохраняется риск, что город, как в случае с "Дневник.ру", примет решение внедрять собственную разработку вместо хорошо работающего независимого сервиса.
Самые дорогие государственные услуги
|
*Пошлина установлена в процентах от суммы, указан ее максимальный размер.
**Пошлина зависит от вместимости, указан ее минимальный размер.