Конец света по законам физики
Сможет ли «Интерстеллар» Кристофера Нолана опередить конкурентов по кассовым сборам
В российский прокат выходит, возможно, самый амбициозный релиз второго полугодия — научно-фантастический эпик "Интерстеллар" Кристофера Нолана.
Один из самых популярных и успешных режиссеров современности возглавил этот проект в известной степени случайно. Поначалу историю, которую придумали физик-теоретик Кип Торн и кинопродюсер Линда Обст, знакомые по картине Роберта Земекиса "Контакт", должен был режиссировать Стивен Спилберг. А Нолана позвали сценаристом, причем не Кристофера, а его брата Джонатана. Время шло, сценарий писался, сценарист получал неплохое представление о теории относительности на факультете физики Калифорнийского технологического института. Но в 2009-м Спилберг переехал из-под крыши Paramount в поместья Walt Disney Company вместе со своей DreamWorks. Проекту потребовался новый режиссер. Джонатан, разумеется, вспомнил о брате, и в 2012-м тот, разобравшись с текучкой, включился в работу. Первым делом он переписал сценарий, хотя и оставил первый час от братского труда, затем уговорил Мэттью Макконахи взяться за главную роль, после чего покрыл происходящее фирменной завесой секретности: до выхода первого полноценного трейлера никто не знал ни одной внятной подробности о сюжете картины.
Проект оказался интересен не только с точки зрения простого зрителя. Во-первых, "Интерстеллар" — тот нечастый случай, когда на сотрудничество идут прямые конкуренты, причем оба — студии-мейджоры. Когда Paramount приманила Нолана, постоянный партнер режиссера компания Warner Bros. не смогла остаться в стороне. Ради участия в производстве фильма боссы Warner согласились пустить Paramount в качестве соинвестора в три своих проекта: перезапуск франшизы "Пятница, 13-е", новый полный метр по анимационному сериалу "Южный парк" и пока не названный проект Warner класса А, по которому стороны собираются отдельно договориться.
Во-вторых, работа Кристофера Нолана обещает быть практически безупречной с научной точки зрения, поскольку главным консультантом картины выступил уже упомянутый физик Кип Торн. Режиссер поставил перед ним задачу составить математически и физически точную картину, как пространство искажается в гравитационной линзе и как может выглядеть светящийся звездный газ, падающий в черную дыру,— так называемый аккреционный диск. Торн расписал необходимые уравнения и зарядил вычислением визуальной составляющей студию спецэффектов Double Negative, работавшую с Ноланом на "Начале". Известно, что 30 самых мощных компьютеров и лучшие специалисты студии произвели на свет порядка 800 терабайт данных, при этом некоторые кадры обрабатывались по 100 часов. Нолан признался, что был готов ради драматического эффекта немного приукрасить действительность, но физически корректный вид черной дыры с аккреционным диском оказался настолько впечатляющим, что ничего придумывать не пришлось. А Торну полученные результаты фактически позволили сделать научное открытие. Теперь он готовит к публикации две работы: одну по астрофизике, другую — по компьютерной графике.
В "Интерстелларе" люди пускаются в межзвездное путешествие из-за катастрофического оскудения ресурсов Земли — эту часть повествования братья Нолан также постарались сделать научно непротиворечивой. Легко заметить, что в последние десять лет сюжеты с участием глобального бедствия, которое делает нашу планету частично либо полностью непригодной для дальнейшего обитания, занимают умы создателей развлекательного кино довольно часто и при правильном подходе даже приносят немалые барыши. Хотя тема, без сомнения, тяжелая, легко поскользнуться, если не придумать под нее внятную человеческую историю, как это случилось с М. Найтом Шьямаланом и его картиной "После нашей эры" (2013). Несмотря на всю постапокалиптическую красоту картинки и мужественную игру лицом Уилла Смита, постановка за $130 млн собрала только $243,8 млн, то есть не смогла довести свой коэффициент кассового успеха (ККУ) хотя бы до 2, остановившись на 1,87.
Прошлый год вообще оказался для жанра довольно урожайным, фильмы выходили чуть ли не подряд, и два из них с очень схожими результатами заняли четвертое и пятое места в рейтинге самых кассовых картин десятилетия про погибающую Землю. Замыкает топ-5 "Элизиум: Рай не на Земле" Нила Бломкампа. Фантастический боевик с ноткой социальной критики и $115-миллионным бюджетом собрал $286,14 млн и показал ККУ 2,48. Фантастический боевик с конспирологической составляющей и сюжетным твистом "Обливион" Джозефа Косински обогнал соперника на жалкие $20 тыс., заработав $286,16 млн. Поскольку бюджет был чуть весомее — $120 млн, ККУ получился чуть меньше: 2,38. Но и Земля, конечно, позаброшеннее и пострашнее вышла.
Фильмы в призовой тройке сильно опережают по финансовым показателям уже упомянутые. Возможно, потому, что лучше сумели разыграть сложную тему. Скажем, обладатель третьего места, анимационный фильм Pixar Studios "ВАЛЛ-И", воплощенный Эндрю Стэнтоном, показывает все глазами симпатичного робота. Результат очень неплох: $521,3 млн сборов (при $180 млн бюджета это дает ККУ 2,89), "Оскар" за лучшую полнометражную анимацию и еще целый вагон профессиональных премий.
До второго места сумел добраться фильм-катастрофа "Послезавтра" Роланда Эммериха, в котором Земля, скажем так, активно приходит в негодность, попутно радикально сокращая человеческую популяцию. С научной точки зрения в постановке полно развесистой клюквы, но визуальный ряд впечатлит любого. Собственно, финансы докладывают примерно то же: потратив $125 млн, создатели получили от зрителей $544,2 млн, что позволило зафиксировать ККУ 4,35.
Первое место в рейтинге безальтернативно занимает "Аватар" Джеймса Кэмерона. Там плачевная ситуация на Земле подана косвенно, в проброс, но, весьма вероятно, в грядущих сиквеле и триквеле у нас появится больше информации по этому животрепещущему вопросу. И даже, может быть, сложится другая конфигурация призовой тройки рейтинга. А пока можно в очередной раз полюбоваться на самый большой производственный бюджет в мире — $246 млн и самую большую кассу — $2,787 млрд (ККУ 11,32).