"Роль государства — обеспечить финансирование и снизить риск инвестора"

Сингапур

ФРЭНСИС ЙЕО, основатель Национального исследовательского фонда Сингапура и один из разработчиков современной инновационной экосистемы города-государства, рассказал в интервью "Ъ" о том, как Сингапуру удалось привлечь на рынок высоких технологий консервативных инвесторов, не лишив при этом новые бизнесы мотивации к успеху.

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ

— В Сингапуре сосредоточены офисы крупнейших международных компаний, как небольшим стартапам удается выживать в таких условиях?

— Сингапур стал развивать высокотехнологические отрасли относительно поздно и присоединился к этому тренду только с 1990-х годов, но теперь он входит в число лидеров по числу интернет-компаний. Отмечу, что азиатские инвесторы, особенно частные, гораздо менее склонны вкладываться в новые разработки, так как эти вложения рискованны и проигрывают инвестициям в недвижимость. Однако за последние три-четыре года местный венчурный рынок значительно вырос.

Этому способствовали несколько инициатив, направленных на поддержку хай-тека. Все началось в 1999 году, когда был учрежден особый фонд для финансирования посевных инвестиций размером $1 млрд. Впрочем, затем многие компании пострадали от кризиса доткомов. В 2006 году был основан Национальный исследовательский фонд, в котором было аккумулировано уже $4 млрд, для поддержки разработок в университетах, а также создания экосистемы R&D-центров. При этом государство было готово профинансировать до 85% капитала нового бизнеса при условии, что частный инвестор внесет оставшиеся 15%.

— Учитывая такую большую долю госинвестиций, как вы мотивировали инвестора не потерять эти деньги?

— Безусловно, многие стартапы не выросли до больших компаний, но это нормально. Более того, они привлекали "умные" деньги от венчурных фондов, которые помогали им расти. Эти фонды были напрямую заинтересованы в успешном запуске стартапов — от этого зависело их собственное финансовое благополучие. Государство же вкладывалось именно в фонды: схемы финансирования должны быть хорошо структурированы. Важно помнить, что роль институтов развития довольно ограниченна, государство не должно вмешиваться в процесс принятия бизнес-решений стартапом, его основная функция — обеспечить финансирование и таким образом снизить риск потерь инвестора. Если стартап погибает, инвестор несет лишь часть убытков. Эта стратегия позволила нам привлечь в высокотехнологичный сектор тех, кто иначе бы спекулировал на рынке недвижимости.

— Какие ключевые препятствия компании встречают при выходе на азиатский рынок?

— В Сингапуре очень легко "протестировать" рынок, так как все процедуры выстроены очень эффективно, госрегулирование максимально оптимизировано. Но сам по себе рынок очень маленький, поэтому в процессе расширения компании ищут выход на рынки Юго-Восточной Азии, стран АСЕАН, их объемы действительно впечатляют.

Власти Сингапура всегда очень внимательно следили за ростом китайского рынка, насколько Китай далек от создания собственной Кремниевой долины?

— В сфере инноваций Китай продвигается стремительно — этот рынок уже достаточно зрелый, сложный, с сильными игроками и хорошими технологиями. Множество новых инновационных компаний появляется в Шанхае и Пекине, а огромный внутренний рынок, как и в США, позволяет им расти очень быстро.

— То есть в Китае госрегулирование не помеха?

— Нет, так как венчурные инвесторы крайне активны, многие сингапурские фонды уже вышли на китайский рынок, в свое время они вложились и в компанию Джэка Ма (основатель Alibaba Group.— "Ъ"), это оказалось очень выигрышным вложением. Невозможно побить этот масштаб: на одну компанию в Сингапуре приходится 50 или 100 в Китае.

Интервью взяла Татьяна Едовина

Вся лента