АвтоВАЗ собрал весь лом
У компании кончились лимиты на утилизацию
Крупнейший российский автопроизводитель АвтоВАЗ приостановил участие в госпрограмме утилизации, стартовавшей 1 сентября. Завод получил 70 тыс. заявок на новые машины, что, по данным источников "Ъ", больше выделенной заводу квоты госкомпенсаций в 2 млрд руб. К ноябрю завершит участие в программе и второй по объему утилизационных продаж Volkswagen. На рынке ожидают, что программу продлят на 2015 год, а квоты перераспределят в пользу успешных участников.
АвтоВАЗ вчера объявил, что временно приостанавливает прием заявок на покупку автомобилей в рамках госпрограммы обновления автопарка. В компании пояснили, что продажи по программе "превзошли все ожидания": на конец прошлой недели АвтоВАЗ продал в ее рамках более 40 тыс. автомобилей, у предприятия есть еще около 30 тыс. предварительных заказов, которые завод продолжит обеспечивать.
Программа господдержки, предоставляющая скидки при покупке машины со сдачей в утиль или по trade-in старого автомобиля, стартовала в сентябре, чтобы поддержать авторынок, падающий около полутора лет. Из бюджета на нее выделено 10 млрд руб., планируется, что она продлится до конца года, в ее рамках будет продано 170 тыс. машин 15 автопроизводителей со сборкой в РФ. При сдаче легкового автомобиля в утиль скидка составит 50 тыс. руб., при trade-in — 40 тыс. руб, для тяжелого грузовика — 350 тыс. и 300 тыс. руб. соответственно. По данным Минпромторга, на 12 октября по программе продано 49,1 тыс. машин. Основную выгоду получает АвтоВАЗ, популярные модели которого в базовых комплектациях стоят 300-400 тыс. руб. К середине октября на его продукцию пришлось 57% утилизационных продаж, 7,3% — на машины Volkswagen, 6,3% — на "УАЗ". Программа оживила рынок: по данным Ассоциации европейского бизнеса, падение продаж АвтоВАЗа замедлилось с 32% в августе до 9% в сентябре, падение рынка - с 26% до 20%.
Источники "Ъ", знакомые с ситуацией, поясняют, что государство будет возмещать заводам скидки после завершения программы, но "неофициально известно, что квоты составляют по 2 млрд руб. на АвтоВАЗ, КамАЗ, группу ГАЗ и "Соллерс", остальное — для прочих участников". По их словам, АвтоВАЗ уже "практически выбрал весь лимит средств", а вопрос продления программы не решен и требует согласования с Минфином. "Более реалистично перераспределение квот в пользу наиболее успешных участников программы, но механизм и объемы окончательно станут понятны к концу года, и для АвтоВАЗа логично остановить прием заявок",— рассуждает один из собеседников "Ъ". Вчера глава Минпромторга Денис Мантуров заявил, что программа может быть продлена в 2015 году. По его словам, уже продано 70 тыс. машин и динамика показывает рост с каждой неделей. Он добавил, что компенсации "вернутся в бюджет в размере 15 млрд руб. в виде налогов с проданных автомобилей.
Другие участники рынка также могут столкнуться с исчерпанием лимитов поддержки. 31 октября участие в программе завершит Volkswagen: в "Фольксваген Груп Рус" вчера сообщили "Ъ", что изначально планировали действие программы именно до этой даты. Остальные автоконцерны продолжают продавать машины со скидкой. В Ford Sollers (5,4% в продажах) сообщили "Ъ", что принимают заявки и работают "по фактической ситуации", а за октябрь планируют продать в рамках программы около 2 тыс. машин. В группе ГАЗ (6,1% в продажах) получили свыше 10 тыс. заявок, что "больше запланированного объема средств на программу". Вице-президент группы ГАЗ Елена Матвеева сообщила "Ъ", что в компании не приостановили прием заявок, но "объясняют клиентам, что сверхплановые заявки принимают как резервные, так как надеются, что программа утилизации будет расширена в этом году". В КамАЗе (1% от объема) сообщили "Ъ", что продажи грузовиков имеют более длинный цикл и завод продаст "весь запланированный объем машин как раз к концу декабря".
Владимир Беспалов из "ВТБ Капитала" отмечает, что шансы продления программы "достаточно высоки", но tt целесообразность надо обосновать Минфину. "Аналогичные программы в Европе действовали дольше, чем четыре месяца, а макроэкономический эффект действительно есть",— полагает эксперт. Первая программа утилизации в 2010-2011 годах в РФ продлевалась трижды и в итоге обошлась в 30 млрд руб. при изначальных 10 млрд руб. По мнению господина Беспалова, на первом этапе программа может быть продлена на полгода.