Минэнерго вспомнило о топливных гарантиях
Оно просит "Газпром" докупить бензин за границей
Как стало известно "Ъ", на фоне проблем на внутреннем рынке бензина Минэнерго попыталось впервые принять новые жесткие меры для обеспечения страны топливом. Речь идет о том, чтобы обязать нефтяников закупать бензин за границей в случае его дефицита. Формально такие распоряжения привязаны к исполнению обязательств по соглашениям о модернизации НПЗ. Пока предписание получил только "Газпром" — и всего на 20 тыс. тонн в месяц. В отрасли ждут скорого улучшения ситуации с топливом, так что новый инструмент вряд ли будет применяться активно. Но в 2015 году он может быть использован в случае проблем после запрета применения бензина "Евро-3".
Минэнерго в начале октября направило в "Газпром" письмо с просьбой импортировать в Россию бензин, рассказал "Ъ" источник на топливном рынке. По его словам, речь идет о требованиях по четырехсторонним соглашениям о модернизации НПЗ, которые монополия, по предварительным данным, в этом году полностью не выполнит. "Когда "Газпром" в 2013 году переносил сроки модернизации, он давал гарантийное письмо, что в случае необходимости поставит на внутренний рынок бензин из внешних источников",— пояснил собеседник "Ъ". По его словам, в октябре компания должна ввезти не менее 20 тыс. тонн высокооктанового бензина. В Минэнерго заявили "Ъ", что выводы о выполнении или невыполнении соглашений будут сделаны только по итогам года, отказавшись комментировать письмо. В "Газпроме" лишь заверили, что компания "полностью выполняет обязательства".
О том, что Минэнерго располагает гарантийными письмами от "Газпрома" и "Роснефти" на импорт бензина, говорил в интервью "Ъ" глава профильного департамента министерства Михаил Грязнов (см. "Ъ" от 20 октября). "Газпром" (без учета "Газпром нефти") владеет двумя сравнительно небольшими НПЗ в России — Астраханским и Сургутским, чья доля на рынке составляет около 6,5% (2,4 млн тонн). По данным "Ъ", гарантийное письмо монополии предполагает импорт бензина в объеме 250 тыс. тонн в год, что примерно соответствует среднемесячному импорту 20 тыс. тонн. Аналогичное письмо "Роснефти" предполагает импорт 1 млн тонн бензина в год. Источник "Ъ", знакомый с ситуацией, говорит, что пока Минэнерго не просило "Роснефть" о таких поставках. "С ФАС обсуждается своп-схема с дизельным топливом и бензином для Дальнего Востока, но про импорт речи нет",— отмечает он. В "Роснефти" от комментариев отказались, но источник "Ъ" в компании говорит, что она и так активно завозит бензин в проблемные сибирские регионы, поставляя его себе в убыток с НПЗ в Центральной России и Белоруссии.
Объем 20 тыс. тонн в месяц — очень небольшой для российского рынка, он соответствует примерно 20% суточного потребления, или обороту биржевой торговли бензином за два дня. Однако для "Газпрома" он существен — около 10% от объема месячного производства. По мнению собеседников "Ъ" на рынке, компания вполне могла бы закупить этот бензин в Белоруссии, хотя сейчас сделка может оказаться убыточной. На ситуацию на российском рынке в целом эти допоставки не повлияют, они слишком малы, замечает один из собеседников "Ъ". Но само появление письма он называет "симптоматичным".
"Такие письма равносильны признанию существования проблем с топливоснабжением внутреннего рынка",— считает директор "Аналитики товарных рынков" Михаил Турукалов. По его мнению, удивительно то, что рекомендация об импорте бензина на российский рынок выдана в начале октября, а не несколько месяцев назад, когда была возможность не допустить эскалации ситуации. В октябре на фоне резкого роста оптовых цен с существенными перебоями в поставках бензина столкнулись сибирские регионы, где остановилась часть АЗС. В то же время вчера индекс АИ-95 на бирже СПбМТСБ показал снижение впервые с 2 октября, что, по мнению собеседников "Ъ", свидетельствует о сломе тенденции и входе рынка в "низкий сезон". В то же время господин Грязнов говорил "Ъ", что Минэнерго может использовать такие письма в 2015 году, если на рынке начнутся проблемы из-за запрета "Евро-3".