Хабаровский аэропорт чуть приземлили

Пониженный S&P кредитный рейтинг компании власти восприняли спокойно

S&P пересмотрело прогноз по кредитному рейтингу ОАО «Хабаровский аэропорт» на «негативный» из-за затратной инвестпрограммы, которую предстоит реализовывать в неблагоприятных экономических условиях. Менеджмент аэропорта пытается привлечь к проекту AirCity иностранных инвесторов, а также рассчитывает на помощь края в рамках ГЧП. В правительстве региона говорят, что «опасений по проекту нет». Эксперты отмечают, что пока перспективы авиационной отрасли остаются туманными, наиболее рациональной будет выжидательная стратегия.

Рейтинговые баллы хабаровского аэропорта, скинутые S&P, не смутили краевые власти, поддерживающие проект модернизации авиаузла

Фото: Евгений Переверзев, Коммерсантъ

Служба кредитных рейтингов Standard & Poor’s пересмотрела прогноз по рейтингам российского ОАО «Хабаровский аэропорт» со «Стабильного» на «Негативный», подтвердив долгосрочный корпоративный кредитный рейтинг на уровне «В+». В агентстве отметили снижение пассажиропотока и переориентацию российских авиакомпаний на другие маршруты и направления. В связи с общеэкономической ситуацией агентство прогнозирует рост пассажиропотока аэропорта на 2014 — 2016 годы в пределах 0-3% в год. Согласно базовому сценарию, ранее подготовленному рейтинговым агентством, рентабельность по EBITDA аэропорта в 2014 — 2016 годах составит 20-23%.

В сообщении S&P отмечается, что кредитоспособность компании в ближайший год окажется под давлением, если будет принято решение выполнить в полном объеме масштабную программу капрасходов (только в 2015 году ее стоимость составит 1,9 млрд руб. — „Ъ“) за счет новых долговых обязательств. Это может привести к снижению отношения «funds from operations / долг» с прогнозируемых 20-30% по итогам года до уровня ниже 12% в 2015 году, особенно если пассажиропоток не увеличится, а повышение тарифов не возместит убытков отрасли. По данным S&P, ОАО «Хабаровский аэропорт» подал в Федеральную службу по тарифам заявку о существенном повышении тарифов на авиаперевозки в 2015-2016 годах.

В пресс-службе аэропорта обновленную рейтинговую оценку предпочли не комментировать. Акционерами ОАО «Хабаровский аэропорт» являются ЗАО «Кварц-Инвест» (79%), офшор Panadero Investments Ltd. (11%) и Incheon International Airport Corporation (10%). По итогам 2013 года обслужено свыше 2 млн пассажиров, чистая прибыль достигла 428,8 млн руб., задолженность превысила 1,59 млрд руб.

Масштабная инвестпрограмма Хабаровского аэропорта была представлена еще в 2007 году, планы нарушил разразившийся финансовый кризис. Последний из представленных проектов предполагает развитие деловой зоны (AirCity) стоимостью около 6,6 млрд руб. Ранее менеджмент аэропорта сообщал о намерениях получить господдержку на принципах ГЧП. Член совета директоров аэропорта управляющий филиалом ОАО «Банк ВТБ» в Хабаровске Евгений Орлов говорил „Ъ“, что между руководством аэропорта и японскими инвесторами обсуждается возможность совместного участия в проекте.

Власти Хабаровского края, напомним, мыслят аэропорт частью создаваемой ТОР «Ракитное» (см. „Ъ“ от 17 октября). Председатель комитета по инвестициям и инновационному развитию правительства края Юрий Чайка призывает относиться к оценке S&P с осторожностью: «Рейтинг — это одна субстанция, а реальная жизнь — совершенно другая». «Мы постоянно работаем с руководством компании, проводим рабочие совещания, направленные на реализацию их проекта. У нас опасений по нему нет. Проект рентабелен, понятен, люди в любом случае будут летать. Аэропорт перевозит 2 млн пассажиров в год и намерен наращивать показатели — у меня причин в этом сомневаться нет. Я бы не принимал эти оценки как основу для принятия решений»,— отметил господин Чайка. «Реализация любого инвестиционного проекта полна неожиданностей и трудностей, которые любой грамотный инвестор решает — где-то сэкономит, где-то привлечет дополнительные средства, где-то увеличит срок окупаемости»,— добавил он.

Олег Пантелеев из «Авиапорта» называет перспективы всей отрасли на ближайшие два года «туманными». Ситуация в российской экономике предопределяет неизбежное снижение темпов роста перевозок, вплоть до отрицательных величин на международных линиях, снижение рентабельности бизнеса авиакомпаний и аэропортов, ухудшение инвестклимата. «На этом фоне целесообразно проектировать, но строить большого резона пока нет, так как „свет в конце туннеля“ пока не просматривается. Рост замедляется, может обернуться и спадом. Мощной базовой авиакомпании нет, „Аврора“ разрывается между несколькими городами, недавно отстроен аэропорт во Владивостоке. Все это не добавляет целесообразности миллиардным инвестициям»,— полагает он.

Вадим Пасмурцев, Дмитрий Щербаков

Вся лента