Меняем точки притяжения
Тенденция
Общее снижение экспортно-импортного грузопотока по сравнению с прошлым годом составляет сегодня 20-30%. К этому привели как изменение политического климата, так и сложная экономическая ситуация в стране. Впрочем, в компаниях ожидают, что после стабилизации азиатских направлений поставок запрещенных к ввозу европейских продуктов рост отрасли возобновится.
Текущая ситуация на рынке логистики очень напоминает недавний кризис. "Индикаторы бизнес-активности показывают динамику, которая наблюдалась в 2008 году. Думаю, сценарий развития мало изменится до конца 2014 года",— считает Сергей Егоров, коммерческий директор компании СДЭК. Замедление темпов развития экономики, ослабление национальной валюты привели к сокращению объемов импорта и грузопотоков на 25-30% в среднем по отрасли. "Логистика страдает от роста стоимости финансирования, ослабления рубля и, самое главное, от вызванной этими факторами неопределенности",— отмечает Михаил Малахов, управляющий партнер 3PL-провайдера LogLab. С ним соглашаются и представители других компаний, подчеркивая многочисленные структурные изменения в отрасли. "Не забывайте, что кроме санкций непосредственно со стороны европейских стран есть другой фактор — а именно падение курса рубля. Поэтому даже у компаний, которые вследствие санкций не снизили свои товарные потоки, эти потоки все равно сократились по другой причине — вследствие колебания курсов валют",— подчеркивает Александр Соболев, генеральный директор холдинговой компании "Транссертико".
Как результат сегодня логистический рынок замер в ожидании продолжения развития политической и экономической ситуации. "Представители крупных ритейлеров говорят о разнонаправленной динамике развития: у одних продажи падают, у других — растут. Поэтому прогнозы на следующий год большинство компаний корректирует в сторону уменьшения. Говоря о рынке складской логистики, можно отметить, что, несмотря на существенный рост курса валют и вывод на рынок нескольких крупных логистических комплексов, девелоперы пока не начали снижать арендные ставки",— отмечает Полина Винокурова, директор по маркетингу логистической компании "Молком". По ее оценкам, некоторые крупные логистические провайдеры продолжают активный рост, что подтверждается сообщениями о сделках аренды/строительства новых складов. В то же время есть и те, кто уже ощутил на себе действие экономической рецессии и пустые склады на балансе.
Наибольшее падение отмечают сегодня в сегменте европейских перевозок, где продукты, подпавшие под запрет, составляли основную долю грузооборота. Вместе с тем в компаниях обещают, что этот провал быстро восстановится путем смещения ввозимых грузов. "Будут разрабатываться и развиваться новые логистические маршруты и схемы перевозки по территории России. Например, будет больше востребована доставка в Россию через Забайкальск. Так как вектор поставок меняется сегодня в сторону Китая и Азии, то сохранять имеющиеся сейчас в Центральном регионе логистические центры и развивать схему поставок Азия--Москва--Сибирь нелогично и нелогистично",— рассуждает господин Соболев. По его мнению, крупные логистические центры из Москвы и Санкт-Петербурга будут смещаться за Урал. Это позволит сделать более эффективным распределение товарных потоков.
Конечно, компании прикладывают усилия, чтобы удерживать имеющихся клиентов. При этом освобождается большое количество перевозчиков, которые из-за санкций пострадали и им нужно восполнить свои потери. Каким образом? "Чтобы логистика была успешной, необходимо использовать новые подходы к транспортировке и хранению грузов, внедряя передовые информационные технологии. К сожалению, многие отечественные компании с опаской смотрят на такие изменения",— подчеркивает господин Егоров. По его словам, на данный момент для российской логистики остаются актуальными несколько проблем — это низкий уровень развития электронного документооборота, некачественная упаковка, изношенный транспорт, малое количество приемлемых грузовых терминалов и логистических центров. То есть компании, сумевшие преодолеть хотя бы часть из них, уже на пути к успеху и выживанию в сегодняшних непростых условиях.
Европу сменила Азия
В целом же, считают в компаниях, текущее снижение на рынке — это временные трудности, связанные с тем, что пока не все грузопотоки перераспределены. И как только сформируется новый рынок, общий объем поставок в страну восстановится. "Глобальных провалов в логистике не будет. Ведь на сегодняшний день Россия — импортозависимая страна. Все равно мы будем возить, а откуда возить — это уже другой вопрос. Кто-то проиграет, кто-то выиграет, но глобально по объему ввозимых в Россию грузов ситуация не изменится",— утверждают в руководстве холдинговой компании "Транссертико". Аналогичной позиции придерживаются и другие игроки рынка. "С учетом переориентации импорта на регионы ЮВА, Латинской и Южной Америки должно произойти увеличение объемов перевозок морским транспортом на этих направлениях. Вместе с ростом импорта увеличатся объем внутрироссийских автомобильных отправок и потребность в складских площадях со специальными режимами хранения на соответствующих направлениях",— считает Руслан Кисс, генеральный директор ЗАО "Русский логистический провайдер". По его прогнозам, в связи с активной переориентацией части отраслей российской экономики на Китай увеличивается и будет расти объем железнодорожных перевозок с Дальнего Востока в европейскую часть РФ.
В преддверии Нового года и сезонного роста спроса в компаниях оптимистично предполагают стабилизацию на рынке, но не во всех его секторах. "Мы ждем, что четвертый квартал будет немного активнее и товаропотоки подрастут на 5-10% по сравнению с третьим кварталом",— говорит господин Малахов. А вот в сегменте девелоперской логистики уже сегодня предрекают весеннюю стагнацию. "Введенные ограничения со стороны США и Европейского союза рынок складской логистики в полной мере почувствует, вероятнее всего, в марте-апреле 2015 года. Снижение курса рубля уже вызвало общее повышение цен на значительную часть потребительских товаров и снижение покупательской активности (спроса). К марту-апрелю товарные запасы будут формироваться на основании прогнозов, которые ритейлеры делают в настоящий момент, и очевидно, что они будут скорректированы",— прогнозирует госпожа Винокурова.
В девелоперском бизнесе ограничения также вызвали сокращение инвестиций, что уже в краткосрочной, полугодовой, перспективе отразится на объемах ввода новых складских площадей. По мнению экспертов, в худшем случае можно ожидать повторения сценария 2008-2009 годов, но в более мягкой форме. "По мере нормализации политической ситуации можно ожидать и оживления российской экономики, укрепления курса рубля и, как следствие, экономического роста",— заключают в "Молком".
Кроме того, уверены в компаниях, даже в процессе изменения экономической ситуации и переориентации транспортных потоков у всех логистических компаний есть относительно равные шансы, так как на рынке всегда есть сегменты, которые продолжают расти в кризис. "Важно не упустить время и занять свою нишу. Так, за прошедшее лето отечественный рынок дистанционной торговли показал значительный рост. Сейчас Россия находится в первой десятке по числу покупок в интернет-магазинах, чего в прошлом году не наблюдалось",— отмечают в компании СДЭК.