Сложности перевода
Не думаю, что вопрос о том, что почтоматы заменят доставку "до двери", вообще стоит. Ведь идеальный сервис, который хотел бы видеть конечный потребитель,— это доставка "лично в руки". Все остальные варианты являются альтернативой этому. Причин для поиска альтернативы может быть множество, но основные из них — невозможность точно запланировать время встречи с курьером и желание сэкономить, взяв на себя часть работы по доставке. Ответом на эти запросы стала доставка до пункта выдачи заказов (ПВЗ).
ПВЗ удобен тем, что получатель сам планирует визит в то место, где его уже дожидается заказ, решая тем самым первую проблему доставки; стоимость же такой услуги ниже, то есть решается и вторая проблема. Уровень проникновения в России такой услуги — 11%. Именно столько онлайн-покупателей выбирают доставку до ПВЗ. Кстати, почтовые отделения в определенном смысле тоже можно называть ПВЗ. На долю ФГУП "Почта России" приходится около 33% всех отправлений в дистанционной торговле.
Что же касается почтоматов, по сути, это автоматизированный ПВЗ. Безусловно, этот вид доставки сейчас динамично развивается, но это развитие новой альтернативы, ведь в России почтоматы появились совсем недавно — всего четыре года назад. В определенном смысле как способ доставки почтоматы в большей степени конкурируют с классическими ПВЗ, перед которыми имеют ряд преимуществ. Это и скорость получения заказа, и возможность оплаты (как наличными, так и банковской картой), почтомат требует меньшей площади и, как правило, устанавливается в более удобных и "цивилизованных" местах.
Запущенная SPSR-Express в 2010 году сеть PickPoint сегодня насчитывает уже более 750 почтоматов в более чем 170 городах. Пользователи, впервые опробовавшие этот вид доставки,— "новаторы", постепенно передают свой положительный опыт более массовой категории "последователей". Трафик также растет — и с увеличением географического покрытия сети, и с увеличением качества покрытия в конкретных городах. Ведь важное свойство почтомата — это удобство использования или шаговая доступность. То есть в идеале почтомат должен быть как можно ближе к двери потребителя, но ближе всего к его двери курьер. Поэтому, я думаю, почтоматы не заменят классическую схему доставки курьером "до двери".
Однако в период экономических штормов услуга доставки до почтомата может расти динамичнее, нежели классическая схема "до двери". Качество курьерской доставки все еще далеко от идеала, но с каждым годом неуклонно совершенствуется. Поэтому схема ПВЗ в сравнении с доставкой "до двери" теряет преимущество в этом направлении. Но в такие времена стоимость выходит на передний план и потребитель предпочитает сэкономить.
Конечно, сложившаяся макроэкономическая ситуация не добавляет оптимизма бизнесу. На рынке логистического аутсорсинга наблюдается замедление темпов роста. В большей степени это касается рынка B2B — документов, бизнес-посылок и экспресс-грузов. Компании все больше фокусируются на снижении издержек, в том числе на логистику. Все чаще срок доставки перестает быть определяющим: компании переходят на более экономичные тарифы. Но говорить о серьезных последствиях пока рано: темпы роста B2B-сегмента все еще значительно выше, чем на "взрослых", насыщенных рынках Европы. По нашим прогнозам, данный сегмент в этом году подрастет на 7-8% к предыдущему году.
Я полагаю, что мы на данный момент не ощутили всех последствий событий, происшедших на геополитической арене, и сейчас довольно тяжело прогнозировать, насколько сильно это скажется на экономическом здоровье страны и какие изменения претерпит потребительское поведение российских интернет-покупателей. Однако может сыграть "эффект низкой базы". Последние годы наша дистанционная торговля, в особенности интернет-торговля, переживала бурный рост, прибавляя год от года по 30 с лишним процентов. Однако рынок все еще далек от насыщения. В год на одного россиянина приходится лишь одна посылка от компании дистанционной торговли (каталоги, телемагазины, интернет-магазины). Для Китая этот показатель — 3 посылки, для Польши — больше 5, а в странах с развитым рынком дистанционных покупок, таких как, например, Германия,— больше 20. А учитывая, что Россия в силу своих географических характеристик идеально подходит для становления мощного рынка дистанционной торговли, рост даже и в кризис, я думаю, сохранится. Внутренний рынок B2C, по нашим ожиданиям, вырастет на 12-15%.
Кроме того, не нужно сбрасывать со счетов набравший сильный темп рост отправлений из зарубежных интернет-магазинов. Поток таких заказов показывает феноменальный рост: последние несколько лет он удваивался год от года, в этом году прогнозируется рост на уровне 70%. Российский рынок открывают для себя все новые мировые интернет-ритейлеры. Общий тон задают, конечно, Китай, Америка и Европа, но все активнее включаются игроки из Южной Кореи, Японии, Турции и даже Бразилии.
В целом говорить о том, насколько рынок экспресс-логистики пострадал, пока еще рано. Впереди высокий сезон, который, как и в прошлые годы, станет вызовом для многих экспресс-операторов и покажет, я думаю, что нам всем есть еще куда расти.