В своих руках
Экономическая политика
Экономическая ситуация в России заставляет ритейлеров и производителей пересматривать логистические схемы. На первый план выходят затраты и то, насколько они оправданны. Компании предпочитают самостоятельно арендовать склады, создавая собственную логистику или приглашая профессиональных операторов для управления площадями. Востребованность услуг логистических компаний обеспечивают те, кто не готов тратить время и средства ни на складские помещения, ни на развитие транспортного отдела — в первую очередь, интернет-магазины.
По оценке специалистов компании "ТБН Логистик", "после введения всеми развитыми мировыми державами санкций против России объемы ввозимых в нашу страну грузов значительно сократились. Основное влияние на снижение объемов оказали следующие факторы: резкое снижение курса рубля к основным мировым валютам, падение спроса на большинство товаров внутри страны, негативный инвестиционный климат, постоянно меняющиеся условия для ведения бизнеса, давление на банковский сектор со стороны государства, снижение финансирования нашим государством образовательной и медицинской сфер".
Серьезным образом, отмечают в компании, повлияли также фактический запрет развитых стран поставлять в Россию высокотехнологичную продукцию, предназначенную для энергетической отрасли, космической и военной промышленности, ну и, конечно, введенное нашей страной продуктовое эмбарго.
"Как следствие, на фоне общего сокращения объема ввозимых товаров особенно пострадал рынок перевозки продуктов, подпавших под запрет, сильно сократились перевозки изделий и оборудования для нефтегазовой отрасли и некоторых видов высокотехнологичной продукции для других отраслей — данные позиции фактически запретили вывозить в Россию ведущие мировые страны (США, страны Евросоюза, Япония). Несмотря на текущую ситуацию, 20-летняя практика деятельности нашей компании и накопленный опыт позволяют нам делать оптимистичные прогнозы, и, несмотря на сложившуюся ситуацию, мы ожидаем традиционного сезонного оживления на рынке международных грузоперевозок в четвертом квартале текущего года",— отвечают в "ТБН Логистик".
Экономическая напряженность в России привела к заметному снижению темпов роста как онлайн-ритейла, так и офлайн. Это заставляет участников рынка пересматривать свои затраты на транспортировку и хранение товаров. Выбирая сегодня логистическую схему, производители и ритейлеры отталкиваются от ключевых параметров. По словам Алексея Прыгина, генерального директора "МаксиПост", играет роль и масштаб магазина, и то, насколько бизнес зависит от сезонности, и то, насколько компания хочет совместить доставку с продвижением бренда. "Выбор модели работы во многом зависит от совокупности факторов: формата бизнеса, сегмента, в котором компания работает, и стратегического видения менеджмента или владельцев",— добавляет директор по маркетингу логистической компании "Молком" Полина Винокурова.
Среди тех, кто предпочитает развивать собственную логистику,— крупные торговые сети и оптовые дистрибуторы. По словам Полины Винокуровой, если ритейлеры чаще арендуют собственные складские помещения, используя смешанные схемы для транспортировки или перекладывая ее на поставщиков, то оптовые дистрибуторы, как правило, занимаются логистикой самостоятельно. "Ведь именно логистика является одной из ключевых составляющих их бизнеса",— подчеркивает эксперт.
Что касается ритейла, то собственная логистика, включая склад и транспорт, подходит либо большим брендам, либо, наоборот, совсем маленьким магазинам, отмечает Алексей Прыгин. Крупные игроки идут на внушительные инвестиции в логистику в том числе ради дополнительной рекламы — это и брендированные машины, и спецодежда. По данным Cushman & Wakefield, такой путь выбрали "Лента" и Х5 Retail Group. Что касается мелких игроков, то отдавать логистику на аутсорсинг им невыгодно. "Когда количество заказов не более одного-двух десятков в день, своих рук для упаковки и двух-трех собственных курьеров вполне хватает. Или же можно отправлять товар почтой",— поясняет господин Прыгин.
В свою очередь, для предприятий собственная логистика — это способ сократить издержки на транспорт. "При выборе месторасположения производства непременно учитывается территориальное размещение поставщиков — для сокращения транспортных издержек. Наибольшее распространение получила схема собственной логистики",— констатирует Виктор Козлов, директор Corum Source. Так, по его словам, часто склады устраиваются прямо на предприятиях, соединяясь в системы хранения и переработки или складские трансформационные центры, ориентированные на удовлетворение запросов потребителей.
Смешанная модель
"Среди крупного бизнеса также популярна схема built-to-suite, которая предусматривает строительство и/или аренду склада под себя, с приглашением профессионального логистического оператора для ведения операций",— говорит Полина Винокурова. "Последние три-пять лет ритейлеры и производители все чаще предпочитают самостоятельную аренду или приобретение склада, спроектированного под свои конкретные задачи, и привлекать на обслуживание профессиональных операторов",— соглашается Елена Бушмина, старший директор отдела складской и индустриальной недвижимости Cushman & Wakefield. Среди тех, кто воспользовался такой схемой,— General Motors и Mars. По словам госпожи Бушминой, популярность этой модели объясняется ее возможностями: большая гибкость в долгосрочной перспективе (расширение при необходимости или, наоборот, сокращение площадей) и возможность сменить перевозчика. Однако есть и минусы: высокие издержки на начальном этапе по сравнению с полным аутсорсингом складской логистики, включая хранение у провайдера. "В частности, это связано с тем, что договоры на логистические услуги заключаются на срок от одного до трех лет и оператор самостоятельно инвестирует в стеллажи и технику, в то время как договоры аренды на качественных складских проектах заключаются на пять-десять лет и в случае прямой аренды, как правило, инвестировать в оборудование складской площадки приходится уже ритейлеру или производителю",— поясняет госпожа Бушмина. Среди тех, кто выбрал смешанную модель,— компания Corum: собственная логистика в регионах присутствия и аутсорсеры для транспортировки продукции. "Это вписывается в логику OEM-производства (Original equipment manufacturer) и дает нам уверенность в надлежащем хранении продукции и отгрузке ее клиенту в контрактные сроки",— поясняет директор Corum Source Виктор Козлов.
Смешанная модель также популярна среди розничных продавцов, решивших перейти из офлайн-продаж в онлайн-торговлю. "Компании могут использовать уже существующие складские мощности, достраивая производственную составляющую, необходимую для обслуживания фуллфилмента (люди, материалы, настройка IT под новый бизнес процесс)",— поясняет Алексей Прыгин. Наиболее оправданна такая схема для тех, кто работает с крупным товаром, например бытовой техникой: затраты на внедрение новых бизнес-процессов будут перекрывать расходы на перемещение крупногабаритного товара на аутсорсинг, убежден эксперт.
Однако доля тех, кто не готов тратить средства на содержание собственного логистического подразделения и аренду складских помещений вместе с их оборудованием под свои нужды, по-прежнему высока. Если конечные пользователи сегодня составляют порядка 60% арендаторов складских помещений, то логистические компании удерживают за собой 40% рынка, подсчитали в Cushman & Wakefield. Напомним, еще в прошлом году доля логистических операторов среди арендаторов складов составляла порядка 50%, по данным компании.
"В условиях нестабильности аутсорсинг позволяет компании сосредоточиться на решении стратегических задач",— убежден Андрей Майоров, генеральный директор DPD в России.
В то же время желание сэкономить зачастую может оказать медвежью услугу. Так, часть ритейлеров в погоне за максимальной оптимизацией своих расходов обращается к провайдерам с низкими тарифами и сталкивается с низким качеством сервиса. " В такой ситуации погоня за низкими ставками может привести к срыву поставок, нарушению устоявшейся логистической цепи и даже к потере грузов",— подчеркивает эксперт. В то же время сервис, отданный на аутсорсинг, заказчику гораздо легче проконтролировать с точки зрения качества и издержек, в отличие от "домашнего" логистического департамента. К тому же квалификация персонала в специализированных компаниях, как правило, выше, равно как и надежность работы, напоминает Айвар Тауриньш, региональный директор Stena Line по России, СНГ и Прибалтике.
Такая схема выгодна ритейлерам среднего размера — особенно тем, кто работает в среднем и высоком ценовом сегменте: здесь точность комплектации, доставка в срок и сохранность грузов превалируют над стоимостью услуг, напоминает госпожа Винокурова. 100-процентный аутсорсинг также предпочитают крупные и средние интернет-магазины. "Они прекрасно понимают, что построить хорошо отлаженный механизм доставки при большом объеме заказов сложно и дорого. Для них это и вопрос экономики, и отсутствия головной боли, а главное — гарантии качества услуг",— говорит Алексей Прыгин.
Среди тех, кто "на полном обеспечении" логистических операторов,— британская компания JCB, один из крупнейших в мире производителей тяжелого строительного оборудования: сторонние организации обеспечивают хранение запасных частей, доставляемых в Россию и дилерам. "Такая схема позволяет нашей компании сконцентрироваться на основных бизнес-процессах, передавая обслуживающие процессы партнерам по бизнесу,— отмечает Камен Николов, менеджер направления запасных частей компании JCB Russia.— Так, в случае организации доставки до клиента наши партнеры берут на себя и анализ маршрута, и планирование логистической цепи".
Меняющаяся конъюнктура рынка выводит на первый план не только затраты на логистику, но и ее качество. Как подчеркивают эксперты, выжить в условиях современной российской экономики смогут в первую очередь те игроки рынка логистических услуг, кто сможет обеспечить бесперебойную работу даже в непростые для рынка времена.