Супергерои сезона

Игорь Гулин о сериалах, основанных на комиксах

В октябре появились сразу три новых сериала по комиксам компании DC — «Готэм», «Константин» и «Флэш». Последний — ответвление сериала «Стрела», у которого в этом же месяце запустился третий сезон. Одновременно выходит и второй сезон «Агентов Щ.И.Т.», большого спин-оффа фильма «Мстители» про штатных работников паранормальных спецслужб. Weekend попытался разобраться, что происходит, и составил короткий гид

Еще некоторое время назад любители поп-культуры делились на две части — тех, для кого важнее комиксы или сериалы. По крайней мере это были два искусства, пересекающихся, но разнесенных. Были исключения — "Смоллвиль" про молодость Супермена, "Ходячие мертвецы", "Баффи — Истребительница вампиров". Но сейчас происходит новое сращение комиксовой и сериальной культуры. Посредник тут — само собой, кино, особенно превратившиеся в конвейер фильмы студии Marvel. Комиксы окончательно перестали быть маргинальным, подростковым развлечением, все примерно знают, что за сложности у Бэтмена с Суперменом, какие у Капитана Америки отношения с начальством и так далее. И конечно, все эти тонкости, когда растягивающиеся отношения едва ли не важнее подвигов, просятся в сериал. Сейчас отдельные попытки стали волной: помимо двух идущих уже некоторое время и трех только что начавшихся супергеройских сериалов, в ближайшие годы планируется запустить еще десяток.

Не сказать чтобы пока эта волна казалась такой уж триумфальной. Новые супергеройские сериалы оказываются на пересечении сразу трех форматов — комикса-источника, уже мертвеющего канона супергеройского кино и собственно сериалов, с их совсем другим устройством повествования. Кажется, их создатели изо всех сил пытаются трем форматам соответствовать. В "Готэме", самом любопытном, но и самом нелепом из всех, эта разорванность чувствуется особенно ясно. Настойчиво следующий жанровым принципам, он будто бы не может выбрать, какие из них главные. Принципиальная вторичность превращается в странность. В остальных все немного скучнее.


«Стрела»

Сериал про Зеленую Стрелу начал выходить на канале CW два года назад, и именно он запустил новую волну телевизионных супергероев. Биллионер Оливер Куин, борец с преступностью в зеленом костюме с капюшончиком и луком в руках, был одним из главных персонажей мира DC начиная с 1940-х. В кино его, однако, не брали, и понятно почему. Персонаж этот — что-то среднее между Бэтменом и Робин Гудом, с элементами Робинзона Крузо, Гамлета и графа Монте-Кристо. Герой-банальность, который может функционировать в комиксах, но становится окончательно нелеп на экране. Так и происходит. Придуманный Грегом Берланти сериал глуп до невозможности, но несмотря на это оказался вполне популярен и обнаружил востребованность формата.

Arrow, DC, 2012 —


«Агенты Щ.И.Т.»

Действие тут происходит в той же вселенной, что "Мстители", "Железный человек", "Тор" и так далее. Главный герой — Фил Колсон, обаятельный, чуть застенчивый подчиненный Сэмюэля Джексона из всех этих фильмов. В "Мстителях" его убивают. Потом, однако, Колсона то ли воскресили, то ли клонировали (он сам до конца не знает), дали ему в награду огромный самолет, возможность собрать новую команду и сделать в Щ.И.Т.е собственное подразделение. Помимо него тут — двое комических британских ученых, своенравная хакерша, молчаливая китаянка, которую все боятся, и самовлюбленный красавец, который не хочет дружить. Конкретной комиксовой основы нет, зато "Агентов" придумал Джосс Уидон (автор все той же "Баффи" и еще кучи всего культового, а также режиссер "Мстителей"). Он же снял первую серию, и в ней вполне чувствуется уидоновская мягкая жанровая ирония. Потом сериал превращается в забавный, но предсказуемый фантастический боевик, с необязательными приветами марвеловскому канону, вроде шуточек про падающий с неба молот.

Agents of S.H.I.E.L.D., Marvel, 2013 —


«Готэм»

Фото: 2014 Fox Broadcasting Co. Cr: Jessica Miglio/FOX

В начале первого эпизода на глазах маленького Брюса Уэйна уличный грабитель убивает его родителей. Мальчик остается сиротой, но почти не плачет и вынашивает серьезные планы. Как легко догадаться, "Готэм" — сериал про детство Бэтмена. Но на самом деле не совсем: в центре действия тут молодой еще комиссар Джим Гордон, единственный честный полицейский города. Вокруг — продажные чиновники, мафия, неверные друзья, будущие суперзлодеи. Непритязательный готический китч. Комикса-источника тут тоже нет, но волей-неволей сериал Бруно Хеллера ("Рим", "Менталист") сравниваешь с "Бэтмен: Год первый" Фрэнка Миллера. Сравнение не в пользу Хеллера. В "Готэме" все очень прямолинейно, Гордон — просто хороший коп, без отчаяния и вечно ноющей раны в сердце. Все, даже злодеи, безопасные и почти стерильные. Но одновременно есть тут некоторая странность. Она — в совершенно комиксовой логике развития персонажей. Большая их часть появляется приветами из будущей взрослой жизни Бэтмена. Крохотная Пойзон-Айви. Невероятной красоты бездомная девочка по прозвищу Кошка. Начинающий мафиози Освальд, предающий всех вокруг с застенчивой улыбочкой,— будущий криминальный гений Пингвин. Во всем этом есть глупое гиковское очарование, которого остальным супергеройским сериалам отчетливо не хватает.

Gotham, DC, 2014 —


«Флэш»

"Флеш"

История примерно та же, что со "Стрелой", где Флэш появляется впервые в качестве эпизодического персонажа. Бэрри Эллен — умный юноша, превратившийся после удара молнии в самого быстрого человека на земле, перемещающийся со скоростью вспышки, облаченный при этом в довольно несуразный красный латексный костюм. В 60-х он был персонажем крайне популярным, но через пару десятилетий его списали в утиль, а дальнейшие попытки возвратить Флэша к жизни были скорее малоубедительными. К новому сериалу это тоже относится. Предельно шаблонное повествование: детская травма, девушка, которой нельзя ничего сказать, наставник с темными тайнами, сила и ответственность. Никаких неожиданностей.

The Flash, DC, 2014 —


«Константин»

Фото: Quantrell Colbert/NBC

24 октября вышел первый эпизод сериала "Константин" по комиксу DC "Hellblazer". В 2005 году про того же персонажа выходил отличный фильм с Киану Ривзом. Канва здесь та же: хоррор-нуар про печально-циничного экзорциста, расследующего темные дела в Лондоне, переполненном демонами. Пилотную серию снял Нил Маршалл (режиссер хорроров "Спуск" и "Судный день"). В главной роли — актер Мэтт Райан с очаровательным уэльским акцентом. Все выглядит страшно и бодро. И создатели обещают более или менее точно следовать за первоисточником. Основное опасение фанатов: в комиксе Константин курит одну сигарету за другой, не останавливаясь. В телевизоре такого не покажешь, значит — будет не совсем то.

Constantine, DC, 2014 —

Вся лента