Музейная дедукция
Татьяна Маркина о лондонской выставке, посвященной Шерлоку Холмсу
Музей Лондона использовал невероятный взлет популярности Шерлока Холмса, чтобы извлечь из своих фондов сотни удивительных вещей и документов. Эта выставка — не только о Шерлоке, которому оказаны почести в лице десятка актеров, воплотивших его на экране. И далеко не только об Артуре Конан Дойле — хотя и ему отведена достойная роль прародителя. Эта выставка о туманах, помойках и дворцах, кэбах и омнибусах, вокзалах и баржах, об умении гримироваться и о машинописи, о достижениях хирургии, оптики и криминалистики, живописи, графики и фотографии. Обо всем, из чего складывалась каждодневная жизнь викторианского Лондона
Эдгар Аллан По. Рукопись «Убийства на улице Морг», 1841 год
Артур Конан Дойль. Рукопись «Этюд в багровых тонах», 1886 год
"Этюд в багровых тонах" не был первым литературным творением Конан Дойля, к этому времени он создал уже нечто социально-криминальное в диккенсовском стиле. Рукопись была готова недели за три, за образец Конан Дойль взял рассказ Эдгара Аллана По, но, чтобы подстраховаться, устами Холмса постарался отвести подозрения в сходстве. Хотя оно огромно — от описания метода и привычек детективов до общего пафоса — тонкий интеллект побеждает грубую физическую силу. Издательство Ward Lock & Co купило права на "Этюд" за жалкие 25 фунтов стерлингов и напечатало его в рождественском ежегоднике за 1887 год. По современным стандартам, повесть нарушает главное правило детективного жанра: как бы ни был проницателен читатель, он не сможет сам разгадать тайну убийства. "Этюд в багровых тонах" уже в 1914 году был экранизирован и с тех пор переснимался как минимум раз в десятилетие, так что соперничать с ним может только "Собака Баскервилей".
Конан Дойль. «Знак четырех», издательство George Newnes, 1892 год
Эскиз обложки журнала Strand Magazin, 1890 год
"Этюд в багровых тонах" почти ничего — на тот момент — не изменил в жизни 27-летнего врача, решившего переквалифицироваться в писатели. Шерлока Холмса могло бы не быть, если бы Джозеф Стоддарт, редактор американского журнала Lippincott, не решил издавать британскую версию. Чтобы привлечь британских инвесторов, он закатил шикарный ужин в лондонском отеле Langham. На ужин были приглашены Артур Конан Дойль и Оскар Уайльд, которым как-то случайно и заказали две истории поинтересней. Уайльд написал "Портрет Дориана Грея", а Дойль — "Знак четырех". Британский Lippincott не задался, а Холмса прославил журнал Strand, который начиная с 1891 года неизменно печатал рассказы с продолжениями о консультирующем сыщике, так что за свежим номером выстраивались очереди.
Сидни Пэджет. Иллюстрация к рассказу Артура Конан Дойля «Серебряный», 1892 год
Серебряная сигаретница с надписью «От Шерлока Холмса, 1893», подаренная Артуру Конан Дойлю Сидни Пэджетом
Первым иллюстратором текстов о Шерлоке Холмсе был Чарлз Дойль, отец писателя, сделавший рисунки к "Этюду в багровых тонах", причем в несколько комичном стиле. Потом были другие иллюстраторы, изображавшие Холмса то неловким толстяком, то снабжавшие его козлиной бородкой. Конан Дойль был удовлетворен только рисунками Сидни Пэджета, наконец-то придавшего Холмсу нужный облик. Strand Magazine нанял Пэджета художником случайно, вместо его младшего брата. В рисунках Пэджета впервые появились длинное пальто и "шапка охотника на оленей" с двумя козырьками — в тексте они не описаны, а на сохранившейся фотографии видно, что сам художник носил такие. Однако Конан Дойль, подружившийся с Сидни, не возражал и настаивал, чтобы рисунки заказывали именно ему.
«Лондонская карта бедности», 1889 год
Викторианская эпоха остро осознавала противостояние богатства и нищеты, причем бедность воспринималась как проблема не экономики, а морали. В конце века промышленник Чарльз Бут решил финансировать социологическое исследование в Лондоне, которое длилось 17 лет. Помощники Бута обследовали улицы и фиксировали данные в записных книжках — "гнездо борделей", "воровская малина", "опийный притон" или "богатая улица". Исследование выразилось в серии карт, на которых разными цветами было нанесено преобладающее население — от беднейшего полупреступного, кормящегося случайными заработками,— до средних и обеспеченных классов. Рассматривая карты, понимаешь, что, описывая, как Холмс и Ватсон выныривают из темных криминальных переулков на богато освещенную Пиккадилли, автор ничуть не искажал действительность.
Набор для снятия отпечатков пальцев по системе Фрэнсиса Галтона, рубеж XIX-XX веков
Галтон не был первым, кто предложил использовать отпечатки пальцев для идентификации личности, однако он впервые систематизировал огромное количество отпечатков по типам, чтобы облегчить работу с ними. Он же первым доказал общественности, что такому способу можно доверять, и предложил использовать свой метод в уголовных делах. Выводы Галтона были учтены Парламентской комиссией в 1894 году, и суды вскоре начали принимать отпечатки пальцев как улики и для выявления рецидивистов. Шерлок Холмс неоднократно находит отпечатки пальцев, в частности, на письмах и конвертах — однако влияние работ Галтона (в частности, известна его брошюра "О дешифровке размытых отпечатков пальцев") на тексты Дойля скорее сказались на форме научных изысканий зануды-Холмса, нежели на их практическом использовании. Впрочем, вклад Артура Конан Дойля несомненен: например, в "Этюде в багровых тонах" лупа впервые упоминается как инструмент криминалиста.
Музей Лондона, до 12 апреля