"Вряд ли офшорная зона в Крыму дала бы какие-то полезные последствий для бизнеса и страны"
Правительство отказалось от создания офшорной зоны в Крыму. Решение было принято на совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева. Предприятия республики не получат пониженных ставок налога на прибыль. Партнер компании Taxadvisor Дмитрий Костальгин ответил на вопросы ведущей "Коммерсантъ FM" Натальи Ждановой.
Фото: Виктор Коротаев, Коммерсантъ / купить фото
Создать на полуострове "цивилизованный офшор" ранее предлагал министр по делам Крыма Олег Савельев.
— Как вы считаете, почему в итоге от этой идеи было решено отказаться, почему в Крыму не создать офшорную зону?
— Мне кажется, это разумное решение, что отказались, потому что как бы ни была сама идея создать офшор в определенных смыслах приятна, объективно говоря, каких-то реальных полезных последствий и для бизнеса, и в целом для страны вряд ли бы эта офшорная зона дала.
— Разве льготное налогообложение — это не основная польза для бизнеса?
— Можно и так рассуждать, но мы понимаем, что, снизив налоги, город-сад на следующий день не расцветет в той области, в которой будет введено это налогообложение. Прежде всего, для бизнеса важна инфраструктура, конкуренция, администрирование этих налогов и, скорее, я бы сказал, определенность налогообложения. Поэтому, если подходить с той точки зрения, что мы налогами все лечим, можно договориться, что мы снизим налоги и будем болезни лечить за счет снижения налогов. Но, конечно, это не так.
— Основная идея, когда говорили о создании офшорной зоны в Крыму, была — привлечь бизнесменов из других регионов России на полуостров. Теперь они, получается, вряд ли туда пойдут?
— Если исходить из того, что налоги — это единственный критерий, по которому бизнес идет куда-то или не идет, это, наверное, неправильно. Потому что есть достаточно много других критериев, из которых бизнес решает, насколько стоит идти туда, в какие-то конкурентные или неконкурентные сектора экономики или нет, поэтому налоги могут влиять, но это не главный фактор.
— Нельзя говорить о том, что теперь в Крыму никто работать не захочет?
— Конечно, это не так.
— Говорят, что там все-таки будет какая-то особая экономическая зона. Какие в таком случае возможны там преференции?
— Поскольку у нас Крым — это субъект Российской Федерации, то у каждого субъекта Российской Федерации есть возможность предоставлять так называемые региональные льготы, в том числе по налогам на прибыль есть достаточно обширные льготы, которые другие регионы, например, Калужская область, активно и эффективно используют. В данном случае, многое зависит от местных региональных властей, насколько они покажут и докажут бизнесу, что они готовы идти навстречу, помогая им там инфраструктурными объектами, помогая им административно, убирая всякие препоны и так далее, именно этого ждет бизнес.
— Как вы считаете, в целом, отказ от создания офшорной зоны в Крыму пересекается с общей политикой российского государства, направленной на избавление от офшоров, на участие бизнеса в офшорах, 22 октября только был внесен соответствующий законопроект.
— Частично пересекается, мы же понимаем, хоть мы и говорим, что вроде хотели создать в Крыму офшор, никто не собирался делать классический офшор, который имеет низкое налогообложение, и самый важный фактор даже не налоги для квалификации офшоров, а то, что эта территория не передает никакую информацию о владельцах бизнеса, не обменивается информацией с налоговыми органами и так далее. Такой идеи, в принципе, не было, поэтому частично с этим тоже пересекается. И, наверное, еще важный фактор, что бюджетный дефицит тоже имеет место, и государство тоже пытается экономить.
— Мы эту тему тоже затронули, что вы думаете о инициативе российского руководства, направленной на избавление от офшоров, и о законопроекте от 22 октября?
— С одной стороны, нужно сказать, что это общая тенденция во всех странах, вопрос опять, к сожалению, упирается в реализацию. Безусловно, необходимо вводить антиофшорные меры, которые препятствуют такому дикому налоговому планированию. Это, безусловно, полезно, вопрос нахождения того баланса между каким-то административным сверхдавлением и реальным ограничением для вывода средств.
— То предложение, которое уже озвучено, чрезмерно, по-вашему?
— Если вы говорите по поводу введения регулирования контролируемых иностранных компаний, то, в общем-то, это общемировая практика использования этих компаний, вопрос опять же в реализации этого проекта. Пока бизнес недоволен, но здесь есть компромисс должен находиться, потому что понятно, что одна сторона всегда хочет, чтобы были минимальные или не было никаких условно обязательных платежей, а другая сторона хочет максимально получать платежи. Хочется надеяться, что компромисс будет достигнут.