Запах победы
Александр Щуренков о 100-летии парфюмерной и модной компании Puig Group
История успеха парфюмерного и модного гиганта из Испании Puig Group — это прежде всего история семьи Пуч. Основатель компании Антонио Пуч Кастелло родился в небольшом городе к северу от Барселоны, но этот город из-за невысокой стоимости земли оказался привлекательным и для текстильных компаний, которые активно стали открывать здесь мануфактуры. К концу XIX века их стало уже больше двадцати, и отец Антонио решил перебраться в Барселону — подальше от шумных заводов и людей, на них работающих. После школы сына решено было отправить в Лондон — тут он обзавелся первыми связями и по возвращении в родной город после учебы в университете в 1912 году занялся торговлей — преимущественно парфюмерными товарами из Франции. Уже в 1914 году он основал компанию Antonio Puig SA и стал не только перепродавать известные косметические средства на испанском рынке, но и пытаться производить косметические товары под собственной маркой. Первым продуктом стала помада Milady, выпущенная в 1922 году, а несколькими годами позже появился и первый одеколон — 4711 Eau de Cologne с жесткими металлическими, мужскими нотами. С началом гражданской войны компания стала испытывать трудности, но по ее окончании в 1939-м Антонио с новыми силами взялся за дело: в 1940 году компания выпустила духи Agua Lavanda, ставшие настоящим хитом продаж и просуществовавшие в портфеле бренда не одно десятилетие.
Антонио Пуч вовремя понял, насколько велик потенциал сотрудничества модных брендов и парфюмерных компаний. Он создал ароматы для испанского дома высокой моды Rafael Lopez, а затем стал развивать "модное" производственное направление, не забывая время от времени производить духи и под маркой Puig. Своих сыновей он отправил учиться к ведущим специалистам и компаниям косметической отрасли: одного — к грасскому парфюмеру, создавшему ароматы Shocking для Schiaparelli и Miss Dior, другого — в швейцарскую компанию Givaudan, одному из крупнейших производителей парфюмерии первой четверти--середины XX века; а младшему предстояло пойти на фабрику по производству металлической упаковки для помады к двоюродному брату Антонио. Получив достойные теоретические знания и практические навыки, сыновья вернулись в отцовскую компанию и вплотную занялись расширением бизнеса. В 1962 году в индустриальном городе Бесосе было открыто новое большое здание фабрики Puig, где стали производить как косметику, так и парфюмерию для себя, а также по лицензии для модных брендов.
Сейчас компанией управляет уже третье поколение семьи Пуч, и их связь с миром моды только укрепилась. Самыми известными примерами сотрудничества на этой ниве могут служить парфюмерная линия для Paco Rabanne, начавшаяся с запуска в 1969 году первого аромата Calandre (в 1987 году Puig выкупил у французских владельцев и саму модную марку), а также целая коллекция духов для Carolina Herrera, с которой компания сотрудничала с 1980-х (с 1995-го модный бизнес бренда также оказался под контролем семьи Пуч), позднее в портфеле Puig появился и бренд Nina Ricci. Из новых и успешных проектов можно отметить запуск в 2002 году парфюмерной линии для Comme des Garcons (линия 2), а годом позже — для итальянского модного дома Prada.
В настоящее время Puig является шестым игроком на рынке селективнои? парфюмерии с рыночной долей 8,6%. Выручка за 2013 год составила €1499 млн, чистая прибыль — €176 млн. На конец 2013 года в штате Puig работали 4204 сотрудника, 40% из них — в Испании. Компания владеет тремя производственными предприятиями в Испании, которые выпускают 67% продукции, продаваемой в мире. Еще 31% продаваемой продукции производится на фабрике в Шартре во Франции. Puig имеет 21 филиал по всему миру и реализует продукцию более чем в 140 странах.