Все по-честному
Александр Щуренков о проекте Happy Tailoring бренда Etro
Чтобы носить одежду итальянского бренда Etro, требуется абсолютная уверенность в себе: здесь много красок, орнаментов, главным из которых стал разнокалиберный пейсли, сочетаний фактур, к примеру, гладкой шерсти с вельветом, глянцевого шелка со структурным хлопком. Впрочем, постоянные клиенты как раз за этой модной смелостью, отражающейся в тканях и крое, и приходят. Каждый сезон для Etro не только закрепление пройденных ранее силуэтов и образов, но и постоянный эксперимент. Это может показаться удивительным, но Etro — достаточно традиционная марка, несмотря на свой красочный, почти безумный мир, который выплескивается ежесезонно на подиум, а потом и в магазины. Особенным стал и показ коллекции сезона "осень-зима 2014/15". Она представляет собой своеобразный "отчетный концерт" проекта Happy Tailoring ("Радостное шитье одежды") марки, отражающий разом все — и итальянское настроение, и особое состояние души, когда жизнь воспринимается как подарок и проживается счастливо, даже если не все в ней гладко, и ценность ручного труда, когда так называемый человеческий фактор не оборачивается промахами и неудачами, а рождает совершенство, в том числе кроя одежды.
Итальянцы, особенно из южной части страны, свято верят в помощь высших сил — и те в ответ им помогают и ежедневно невидимо присутствуют в жизни. Если зайти на типичную итальянскую мануфактуру, первое, что бросится в глаза, это немалое количество не имеющих прямого отношения к трудовому процессу предметов на рабочих местах. Помимо швейных машинок и столов для раскроя тканей здесь во множестве присутствуют рисунки детей, фотографии всех членов семьи, но самое главное — это, конечно, бумажные портреты святых покровителей. Последних действительно много: штуки по три на рабочее место и еще рядом. Каждое рабочее место похоже на импровизированный, "неформальный" алтарь. К некоторым портретам прикрепляют веточки цветов, приклеивают стразы или разрисовывают задний план, так сказать, дополняя реальность яркими красками. И это характерное отличие кожевенных и портновских мастерских юга Италии от всех остальных.
Кин Этро, креативный директор мужских коллекций Etro, когда-то сам учился у портных Неаполя и Бари и помимо умения сшить любой предмет гардероба вручную перенял также особый язык местных портных. Когда он задумал проект поддержки портных Пульи, с которыми традиционно работает Etro и лучших из которых Этро находил год за годом самостоятельно, он не стал мелочиться. Во-первых, всем им была отведена роль не менее важная, чем тем замечательным вещам, которые они создают год за годом, десятилетие за десятилетием: модели на показе "осени-зимы 2014/15" выходили парами с портными, работающими на марку. Скромные мужчины и женщины, знающие все о крое пиджаков и о том, сколько взмахов иголки с ниткой нужно, чтобы получить идеальную петлю для пуговицы на пиджаке, вышли под свет софитов на подиум, и в их взгляде можно было прочесть смущение перед сотнями устремившихся на них глаз, но и бесконечную гордость за то, чем они занимаются в жизни. Это ли не лучший способ привлечь внимание к итальянской легкой промышленности, переживающей трудные времена вместе с экономикой страны.
Во-вторых, проект Happy Tailoring продолжился масштабной фотосессией. Те самые портные были запечатлены как в их родной, привычной обстановке, за делом и без прикрас, так и в образах святых защитников, которых можно увидеть на их рабочих местах. И это неслучайно: и для Etro, и для всей итальянской легкой промышленности они, как и их коллеги из других марок и независимых ателье,— святые защитники бизнеса, итальянских традиций шитья, главные проводники по миру мастерства, а не бесконечного копирования, хранители эталона качества во времена, когда оно приносится в жертву прибыли. Кин Этро поделился с миром той особенной атмосферой, которая окружает мануфактуру Etro и людей, работающих на ней, рассказав и о природе, еде, о том, как протекает каждая минута рабочего и нерабочего дня.
Нужно поездить по просторам Италии, чтобы понять столь часто обсуждаемое различие юга и севера. Конечно, север более организованный. Это и банковский бизнес, да и вообще весь клиентоориентированный бизнес, работающий по международным часам, без лишних выходных дней, продолжительных перерывов на обед и без традиционной южной расслабленности. Но без того, что умеет делать юг, не было бы важной части Италии, отвечающей за имидж и внешний вид топ-менеджеров и первых лиц компаний всего мира,— классической одежды, настоящей гордости страны.
Хотя новая осенне-зимняя коллекция Etro не посвящена целиком классическому крою, тут есть и однобортные и двубортные костюмы из ткани с консервативными орнаментами, которые разбавлены жизнерадостными. Контрастная клетка гипертрофированного размера и ткани пастельных, бежевых оттенков сочетаются с романтическим традиционным пейсли (самым важным из орнаментов стал микропейсли, который впервые был использован для создания рисунка ткани галстуков еще в 1980-е), а мягкая на ощупь шерсть идет в паре с холодным, глянцевым и привлекающим внимание шелком рубашек и лацканов.