"Третий Майдан возможен, если антитеррористическая операция затянется"
Почти 40% украинцев готовы к третьему Майдану. Об этом свидетельствуют результаты опроса, который провел киевский Институт Горшенина. Специальный корреспондент "Коммерсантъ FM" на Украине Юрий Мацарский рассказал подробности ведущей радио новостей Наталье Ждановой.
Респонденты отмечают, что могут снова присоединиться к массовым протестам, если власти не будут проводить реформы и не выполнят свои обещания.
— Соответствует результат этого опроса тем настроениям, которые ты увидел на Украине, в Харькове, в частности?
— Я не очень понимаю, насколько стоит доверять разного рода соцопросам, потому что, с одной стороны, говорят, что 43% или 47% поддерживают власти, но при этом 22 октября по радио в Харькове я слышал, что 47% харьковчан, как минимум, еще не определись, за кого голосовать на выборах в Верховную раду. Но при этом, конечно, город меняется по сравнению с тем, что здесь было еще год назад, настроения все более мрачные, и есть ощущение того, что это прифронтовой город, огромное количество милиционеров, в том числе и с автоматами, что для Харькова немыслимо совершенно — никогда не было такого количества людей с оружием, причем с оружием напоказ.
Прямо большая крепость специально организована на вокзале, на который приходят поезда, это крепость, в которой сидят пограничники, настоящая пограничная служба, ребята в бронежилетах. 22 октября мы с ними несколько часов беседовали, они выясняли цель моего приезда. Есть очень много и довольных, и недовольных, хотя, конечно, недовольство, в первую очередь, чисто бытовое, потому что в большинстве домов здесь еще нет отопления, это не исключительно харьковская проблема, это проблема огромного числа городов, и в Киеве только в некоторых районах затопили, насколько мне известно. Я не удивлюсь, что есть настроение у людей во второй, в третий раз выйти на Майдан и потребовать от властей хотя бы исполнения простых бытовых обещаний. Уже дошло до того, что бытовыми, коммунальными проблемами занялся президент Петр Порошенко, он дал распоряжение разобраться с проблемами в жилищно-коммунальном хозяйстве.
— В принципе, третий Майдан теоретически возможен, если будет, например, холодная зима, если обещания Порошенко свои не будет выполнять и так далее?
— Я думаю, что, в первую очередь, третий Майдан возможен в случае затяжной антитеррористической операции, как она называется официально. На самом деле, все понимают, что под этим эвфемизмом скрывается настоящая война, и если ситуация затянется, и антитеррористическая операция, я не исключаю, что Майдан возможен. Растет крайнее недовольство тем, что продолжают гибнуть люди, продолжают отправляться все новые и новые добровольцы на фронт, но какой-то развязки пока никто не ждет, а власти неоднократно обещали то в июле закончить, то к началу холодов.
Сейчас уже даже никто не обещает, когда же конкретно закончится антитеррористическая операция. Люди действительно ждут окончания, потому что это все-таки главный источник нестабильности, как и в любой другой географической точке, на Украине сейчас именно война является основным источником раздражения у населения.
— А насколько сильны антироссийские настроения? Ты сказал, что пограничники тебя долго проверяли, это сейчас нормальная практика, или как-то особенно к русским относятся?
— На самом деле достаточно давно введена эта практика ограничения въезда на Украину обладателей российских паспортов, мы просто сидели в течение нескольких часов, ждали, когда Служба безопасности Украины подтвердит мое внесение в списки журналистов, которым разрешена работа на Украине. Но я могу сказать, что антирусская истерия сильно преувеличена, ничего такого нет, я спокойно вчера ходил, общался с ветеранами антитеррористической операции, которые прямо в центре города недалеко от недавно снесенного памятника Ленина собирают подписи за скорейшее прекращение АТО и деньги на помощь своим раненым товарищам, и никаких проблем у меня не возникало. Общался с агитаторами самых разных политических партий, и признавался о том, что я сам харьковчанин, но обладатель российского паспорта, и нигде никаких проблем у меня не возникло.
— Ты уже заговорил об агитаторах, насколько активно сейчас идет предвыборная кампания, каковы лозунги, о чем люди говорят, о чем говорят эти агитаторы?
— Агитаторов в городе сотни, если не тысячи, почти на каждом перекрестке есть палатки с именами, фамилиями кандидатов и названиями партий. Дело в том, что здесь сразу придется голосовать и за одномандатников, и по мажоритарному списку, и за партийные списки. Самые разные, конечно, кандидаты, но всех их объединяет одно: все сейчас пытаются сесть на так называемую "патриотическую карту", сыграть "патриотической картой". Все говорят, что только наша партия или только наш кандидат смогут прекратить войну, только наша партия или только наш кандидат смогут вывести страну из кризиса.
Есть, конечно, и всякие чудные варианты вроде "Интернет-партии", у которой главный в списке под номером один идет Дарт Вейдер, вторым номером идет император Палпатин, и дальше идут другие персонажи "Звездных войн".
Очень многие люди говорят, что, конечно, это очень хорошо, потому что каждый раз перед выборами раздают бесплатно и лекарства, и еду, пенсионерам прямо на дом приносят от кандидатов продуктовые наборы. И многие говорят, что здорово, хоть какой-то толк от них есть, хоть гречку с макаронами мы получим, но голосовать, наверное, не пойдем, потому что достойных пока не видим.